«Скажи, отчего ты страдаешь…»

Кадр из фильма “В круге четвертом”НАГРАДЫ XXII МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ФИЛЬМОВ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА

КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО

Приз “Сталкер” за лучший фильм – “ВСЯ НАША НАДЕЖДА”, режиссер Карен Геворкян.

Приз за дебют – режиссеру Эдуарду БОРДУКОВУ (фильм “Коробка”).

Спецприз имени Анатолия Приставкина – “РАЗБУДИ МЕНЯ”, режиссер Гийом Проценко.

Спецприз имени Валерия Фрида за лучший сценарий – Алексею КРАСОВСКОМУ (“Коллектор”).

Приз за лучший короткометражный фильм – “МОСКВА МАМА МОНРЕАЛЬ”, режиссер Дмитрий Гайтян.

Специальный диплом жюри – короткометражному фильму “ЖИВИ”, режиссер Елена Пискарева.

 

КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

Приз “Сталкер” за лучший документальный фильм – “МЕНЯ УКУСИЛА АКУЛА”, режиссер Максим Кобзев.

Приз – “ФОРСАЖ. ВОЗВРАЩЕНИЕ”, режиссер Наталия Гугуева.

Спецриз имени Сергея Говорухина – “УСЛЫШЬ МЕНЯ”, режиссеры Ольга Арлаускас, Светлана Горло.

Спецприз имени Георгия Жженова – “ТО, ЧТО МЫ ВИДЕЛИ”, режиссеры Евгений Поротов, Георгий Поротов.

Дипломы жюри – документальным фильмам “ДНЕВНИК ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ”, режиссеры Григорий Амнуэль, Светлана Баженова; “ОНИ УШЛИ ТАНЦЕВАТЬ”, режиссер Марьям Махиева; “В ТЕНИ БОЛЬШИХ ДЕРЕВЬЕВ”, режиссер Вадим Витовцев.

 

Спецприз имени правозащитницы Ларисы Богораз – документальному фильму “ЧЕЛОВЕК С ТОГО БЕРЕГА”, режиссер Владимир Герчиков.

Спецприз имени правозащитника Феликса Светова – документальному фильму “В КРУГЕ ЧЕТВЕРТОМ”, режиссер Екатерина Стыценко.

Приз жюри Гильдии киноведов и кинокритиков СК России – документальному фильму “НАУМ КОРЖАВИН. ВРЕМЯ ДАНО”, режиссер Павел Мирзоев.

Дипломы жюри Гильдии киноведов и кинокритиков – документальным фильмам “В КРУГЕ ЧЕТВЕРТОМ”, режиссер Екатерина Стыценко; “МАРИНИН ХОРОВОД”, режиссер Галина Леонтьева.

Приз Гильдии кинорежиссеров России – игровому фильму “ОХРАНА”, режиссер Александр Прошкин.

Президент кинофестиваля – Марлен Хуциев.

Учредитель – Гильдия кинорежиссеров России.

 

Традиционно были вручены специальные призы “Сталкер” за права человека.

“Сталкер” – телевизионной передаче Первого канала “Жди меня”, помогающей людям найти друг друга. А их уже более 70 тысяч.

“Сталкер” – танцовщику Евгению Смирнову. Он был чемпионом по брейк-дансу, попал в аварию, пришлось ампутировать ногу. Казалось, жизнь должна была круто измениться, прошлого не вернуть, однако Евгений не только продолжает танцевать (участвовал в телепроекте “Танцы” на ТНТ), но и занимается греблей (получил бронзу на чемпионате России).

“Сталкер” – Ирине Халай, создателю общественной организации содействия защите прав пострадавших от теракта в Волгодонске 16 сентября 1999 года, самой пережившей это страшное событие. С тех пор пытается пробить федеральный закон о социальной защите жертв терактов. В прошлом году на “Сталкере” был показан документальный фильм с ее участием “Остаться в живых”.Кадр из фильма “В круге четвертом”

В нынешней фестивальной программе было представлено 85 фильмов, из них 28 в документальном конкурсе. Реальные судьбы, события, человеческая боль, которую порой невозможно унять. О нескольких документальных картинах – в этом материале.

 

Слова, вынесенные в заголовок этой статьи, – из доктора Пастера. “Не говори мне, кто ты и откуда. Скажи, отчего ты страдаешь, и что у тебя болит”. Доктор Лиза, Елизавета Глинка. Эта хрупкая большеглазая женщина со своим помощником из организованного ею благотворительного фонда “Справедливая помощь” каждую среду приезжала на Павелецкий вокзал столицы, чтобы помочь бездомным, бродягам, тем, кто оказался на обочине жизни. Залечивала жуткие раны. И души. У нее хватало сил на всех. Помогала не только лекарствами, горячим чаем, перевязками, а соучастием, состраданием. А они говорили о ней – “ангел”.

Фильм Ольги Мауриной так и называется – “Вокзал по средам”. Есть еще один фильм – “Мой друг доктор Лиза”. Оба показали на фестивале несколько лет назад. Была специальная награда “Сталкер” Елизавете Глинка – за права человека. И вот… “Никакая война не стоит жизни” – сказала она однажды и отправилась на войну, чтобы спасать.

В картине Екатерины Дорофеевой “ПРИХОДЯТ И УХОДЯТ ПОЕЗДА” из конкурса нынешнего “Сталкера” (о женском милосердии, история которого в России начинается с 1854-го, с Крымской войны) есть такие кадры: Донецк 2015-го и 2016-го, доктор Лиза занимается эвакуацией больных и раненых детей. Она спасала. Ее спасти никто не смог.

 

В 2001-м Наталия Гугуева сняла документальную картину “Форсаж”. О летчиках палубной авиации. О генерал-майоре Тимуре Апакидзе, который командовал корабельно-истребительным полком и поставил цель “сделать летчиков XXI века”. О событиях 1991 года…

В 91-м первая летная пара села на авианосец, еще почти двадцать человек, освоивших специальную корабельную программу, были готовы к этому. Но в декабре 91-го три человека в Беловежской пуще распорядились, как нам жить дальше. Союз нерушимых рухнул. И военные летчики должны были принять решение: присягать на верность Украине (полк находился в Крыму и вместе с Крымом отходил Украине) или оставить все и отправится вместе с Апакидзе на север России. Каждый решал по-своему. И никого нельзя было упрекнуть за принятое решение.

Доктор Елизавета ГлинкаТогда под откос летело дело жизни. Под откос летело все. Распадались семьи, рушились судьбы. Бывшие друзья, однополчане, единомышленники вставали по разные стороны. Речь ведь шла о военном щите разных государств. Речь шла о том, будут ли они, если не дай Бог такое случится, смотреть друг на друга через перекрестье прицела. Один из летчиков, не принявших присягу Украине, произнес: “Если поступит такой приказ… Значит, армии со мной не повезло…” Повезло армии с этими людьми, это им не повезло с армией и с властью.

Прошло 23 года. Много чего случилось за это время. Ситуация перевернулась. Крым присоединился к России. Что происходит в Донецке и рассказывать не надо, телевидение по нескольку раз в день сюжеты дает. Наталия Гугуева вернулась к своим героям, летчикам из “Форсажа”, и сняла “ФОРСАЖ. ВОЗВРАЩЕНИЕ”. Чтобы попытаться осознать – как это “смотреть друг на друга через перекрестье прицела”. Бывшим друзьям, однополчанам, единомышленникам, которых снова развели по разные стороны.

“Никто не хочет на войну. Никто. Человек никогда не готов умирать, но когда будет поставлена задача, я в последнюю очередь буду думать об этом…” – скажет один из летчиков. Какие страшные, какие горькие слова…

 

Фильм “ТО, ЧТО МЫ ВИДЕЛИ” Евгения Поротова и Георгия Поротова – послание из прошлого нынешнему поколению. Чтобы знали, чтобы не забывали.

Фильм получился случайно. Видеоматериал, составивший его основу, долгое время пролежал в архиве. Снял его оператор Евгений Поротов в 1989 году. На экране – пожилые люди, собравшиеся во дворике киностудии “Ленфильм” с портретами родных и близких. Слышны их голоса. Лица, лица, лица… Рассказы, рассказы, рассказы… О 37-м, о Колыме, о Беломор-канале, о допросах, о годах, проведенных в лагерях. Бывшие узники ГУЛАГа вспоминают, кто-то показывает документы о реабилитации, кто-то о смерти родственников. Муж расстрелян, отец погиб в лагере. “Сталина нет, но это ни о чем не говорит…”

Сегодня, наверное, многих из тех, кто пришел в 89-м на встречу в ленфильмовский дворик, уже нет в живых. Они и тогда были не слишком молоды. Но благодаря съемке, благодаря Евгению Поротову остались их лица и голоса. А то, что они видели, испытали, пережили – наше общее прошлое, наша общая история.

 

История, рассказанная в фильме Владимира Герчикова “ЧЕЛОВЕК С ТОГО БЕРЕГА”, вроде бы частная. Однако и типичная – в условиях безразличия чиновников, невозможности отстоять свои права, отсутствия так необходимой поддержки.

Сергея Пантелеева “списали” еще в роддоме. Мать от него отказалась, родственники считали, что он умер. Сергею тридцать лет. Годы и годы он провел в детских домах и психушках. Но… Вот уж это “но”. Порой его произносишь с отчаянием, порой с надеждой. В случае с Сережей Пантелеевым надежды больше, хотя и отчаяния хватает. Признается: “Камни застывшие – как мое сердце”.

Бился с муниципальными властями за квартиру, положенную ему по закону. Помогал и помогает другим преодолеть беззаконие. И по полной получает за письма уполномоченному по правам человека о беспределе в психиатрической больнице, где пациентов закрывают в карцере, а санитары их бьют.

“Кто за справедливость – того уничтожают. Мы списанные для них люди”. Ходит по инстанциям, собирает бумаги, пытается связаться с депутатами. Тернистым путем идет, чтобы защитить себя и других. Хотя не таким должен быть путь, если живем в правовом государстве.

Так уж сложилось, что Сергею Пантелееву приходится все время преодолевать нелегкие обстоятельства. А чтобы было на что жить, расписывает матрешек. Замечательно получается. Есть у него мечта заветная – нарисовать Северное сияние. Увидеть и нарисовать.

 

“В КРУГЕ ЧЕТВЕРТОМ” – режиссерский дебют Екатерины Стыценко. Сибирь. Старая деревня на берегу Ангары. Практически все уничтожено. Кроме этой, еще 29 деревень стерты с лица земли. Здесь будет дно водохранилища. Завершается (на момент съемки фильма) строительство четвертой гидроэлектростанции на Ангаре.

Пронзительное зрелище – опустевшие берега. Осталось четыре дома и пилорама. Их тоже сожгут, а зачистку проведут заключенные колонии.Наум Коржавин

Капитан Быков Анатолий Михайлович судно водил по Ангаре, теперь из сожженных деревень забирает бездомных собак.

– Деревни нет – жизни нет. Здесь была почта. Здесь калитка детского садика. Он тоже сгорел.

Бродят по пепелищу местные жители. Бродят и плачут. Каждый новый день встречают со страхом – вот-вот и до их домов доберутся.

– Мы сибирские, ко всему привычные. И это выдержим.

У Саши Мельника – двести тонн металла вокруг дома собрано. Чтобы все хозяйство перевезти, нужны сумасшедшие деньги. Где взять?

У Романа Малясова – пилорама. Должны возместить убытки. Должны… Угрожали, что сожгут. Пришли и подожгли. А он снимал на видеокамеру. В отчаянии произнес:

– Вот это беспредел. Владимир Владимирович, посылаю вам эту запись…

Никто не спорит – нужна электростанция. Только почему делается все не по-человечески…

Помните у Валентина Распутина: “Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов, за кои на верхнем мысу намыло, поди, с полверсты земли, пока не грянул однажды слух, что дальше деревне не живать, не бывать. Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по рекам и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли, и в том числе в первую очередь, конечно, Матеру”. Повесть “Прощание с Матерой”. Написана в 1976-м. За сорок лет ничего не изменилось.

 

14-минутный киноэтюд Алексея Дыховичного называется “ТАНЯ”. Так зовут его героиню, женщину средних лет. Весь фильм она пешком идет по Москве (лишь один раз садится в троллейбус) с двумя большущими кусками пенопласта. Куда? Зачем? Вариантов ответа возникает множество. Неожиданный для кого-то, но не для самой Тани, ответ мы получим в финале. А пока… Пока длинное путешествие по большому городу.

Пенопласт выпадает из рук, крошится, улетает под ветром. Идти с ним, сами понимаете, неудобно. Особенно неудобно входить в троллейбус. Но, видимо, очень надо тащить этот злосчастный пенопласт.

А за кадром звучит исповедь героини – о мечтах, о любви. “Кое-что в своей жизни переделала бы. Меньше боялась бы. Меньше огорчалась. Теперь я уже знаю, что такое огорчаться из-за пустяков, переживать из-за неудач. Любить – это смелость. Трусам любить не удается. Хотя бы вторую половину жизни хотелось бы прожить счастливо. Хотелось бы…”

А что с пенопластом? Оказывается, несет его Таня в театр. В Театр имени Михаила Булгакова, что на Большой Садовой. Не самый состоятельный. Считает, что пенопласт этот для чего-нибудь сгодится. Может, для декораций или для реквизита.

Вот такая она – Таня Тимонина. Дары приносящая.

 

“НАУМ КОРЖАВИН. ВРЕМЯ ДАНО”. Фильм Павла Мирзоева о человеке, который ничего не боялся, не изменял себе, шел против несправедливости, за честность и добро. 1947-м был арестован как “социально-опасный элемент”, отправлен в ссылку в Сибирь. Амнистирован и реабилитирован. Всего одна книжка его стихов вышла в Советском Союзе. В 1974-м уехал в Америку. В 1989-м после длительной эмиграции прилетел в Москву. Не насовсем. Повидаться. Долгая жизнь – ему уже 91 год. Испытания, которых хватило бы не на одну. Сам Наум Моисеевич считает, что ему в жизни повезло, что все плохое заканчивалось, что ему удалось главное – стать самим собой и не-

смотря на все испытания остаться равным самому себе.

А теперь стихи Наума Коржавина. В фильме стихи читает он сам, читают друзья-поэты.

 

В наши трудные времена

Человеку нужна жена,

Нерушимый уютный дом,

Чтоб от грязи укрыться в нем.

Прочный труд и зеленый сад,

И детей доверчивый взгляд,

Вера робкая в их пути

И душа, чтоб в нее уйти.

В наши подлые времена

Человеку совесть нужна,

Мысли те, что в делах ни к чему,

Друг, чтоб их доверять ему.

Чтоб в неделю хоть час один

Быть свободным и молодым.

Солнце, воздух, вода, еда –

Все, что нужно всем и всегда.

И тогда уже может он

Дожидаться иных времен.

 

***

Ни к чему,

ни к чему,

ни к чему полуночные бденья

И мечты, что проснешься

В каком-нибудь веке другом.

Время?

Время дано.

Это не подлежит обсужденью.

Подлежишь обсуждению ты,

Разместившийся в нем.

  1. S. Хорошая новость. На пресс-конференции в преддверии “Сталкера” Марлен Мартынович Хуциев обнадежил: в ближайшее время он закончит свою “Невечернюю”. Финансирование найдено.

Елена УВАРОВА

  • Кадры из фильма “В круге четвертом”
  • Доктор Елизавета Глинка
  • Наум Коржавин

«Экран и сцена»

№ 1 за 2017 год.