Прощание

Игорь ГневашевЕще одним хорошим человеком стало меньше на этом белом свете. Ушел Игорь Гневашев. Талантливый фотомастер.

Несколько документальных лент, снятых на съемочных площадках фильмов. Три книги о фотографии. Сотни метров пленки… Портреты актеров, режиссеров, жанровые сценки, фестивальные фоторепортажи. Через свои снимки и фильмы он рассказывал о том, как делается кино. Как работали Тарковский, Шукшин, Михалков, Калягин, Гурченко, Солоницын, Эмиль Лотяну, Ролан Быков, Петр Тодоровский. И многие, многие другие. Ему доверяли, знали, что не снимет исподтишка, не перейдет границы дозволенного. Но не только поэтому он был чрезвычайно востребован – умел видеть самое-самое в кадре и за кадром. Относился к процессу вдохновенно. Показывал истинное. Был индивидуален.

Пришел в кино в 60-е. Не стоит рассказывать, какое кино тогда снимали. Сегодня оно – классика. А тогда многое начиналось – свежий ветер, одержимость молодости, художественные, творческие высказывания. А еще в кино, как заметил Игорь Иванович, “как нигде на каждый квадратный метр – по несколько талантов”. А талант одних вдохновляет других.

В 80-е при его непосредственном участии мы делали журнал “Экран – детям”. Поехать в кукольное объединение “Союзмультфильма” на Арбате, чтобы снять материал для очередного номера, для Игоря (воспользуюсь правом называть его так, поскольку нас связывали годы и годы дружеских отношений) было истинным удовольствием. Кропотливая работа мультипликаторов отражена в его кропотливой работе. Он сделал массу снимков в уникальных рукотворных декорациях к фильмам Юрия Норштейна, Гарри Бардина, Наташи Орловой. Ловил удивительные мгновения удивительного мира. Ни на какой другой не похожего.

А “Чучело” Ролана Быкова… Гневашева нельзя было выманить со съемочной площадки. Еще до того, как “Чучело” было готово, оно возникло на его фотографиях – отчаянная нежность юной Кристины Орбакайте, мудрость зрелости Юрия Никулина. Яркость, хлесткость кинематографических “выражений” самого Ролана Антоновича. На снимках – характеры, ситуации, история любви, предательства, взросления. Игорь остро почувствовал, ощутил эту историю, такую жесткую и такую обыденную.

Однажды он нас буквально спас. Плыли мы на теплоходе с актерским “Созвездием”, и капитан решился выйти из Евпатории в открытое море в пятибалльный шторм. Когда волна уже заливала верхнюю палубу, пришлось укрыться в корабельном чреве. Качало и трясло, позванивали осколки посуды за стойкой бара, и лишь огромный тяжелый телевизор стоял на полу устойчиво. Усевшись возле него прямо на полу, мы посмотрели два фильма, которые привез с собой Игорь Гневашев, дебютировавший в режиссуре. Два его фильма – это было кино о кино. И его видеокамера уловила смысл и образ происходящего на съемочной площадке так же точно, как его фотокамера. Вместе с ним мы побывали на съемках “Мусульманина” Владимира Хотиненко и “Какая чудная игра” Петра Тодоровского, и снятые им кадры “перекрыли” шторм. Кстати, для “Экрана и сцены” он сделал фоторепортаж с того самого “Созвездия”.

Чуть больше месяца назад Игорь Иванович отметил внушительный юбилей. И написал такие строки: “Друзья! Общайтесь, звоните, пишите, делитесь, разговаривайте, выясняйте отношения, ссорьтесь, миритесь! Но главное – будьте здоровы!”

Это нам его завет.

Елена УВАРОВА

«Экран и сцена»
№ 23 за 2016 год.