Профессия – кинооператор

2-1_19К 70-летию Игоря КЛЕБАНОВА

…Взрослые еще отсыпаются после вчерашнего праздника. А для маленькой девочки – раздолье. Никто не мешает, никто ничего не запрещает. Сама себе хозяйка. Можно делать, что захочешь. И она с нескрываемым любопытством путешествует по комнате, открывая для себя мир наполняющих комнату вещей…

Вгиковская учебная короткометражка так и называлась “Девочка и вещи”. Десять минут. Черно-белый немой этюд. 1967 год. Режиссер Никита Михалков. Оператор Игорь Клебанов. Снято в течение одного дня в одном интерьере – родительской квартире Михалкова. Пожалуй, лишь раз откроется вид из окна, на улицу Воровского (ныне Поварская), и снова камера будет блуждать по комнате вслед за девочкой, рассматривающей семейные раритеты. Снято легко, непринужденно, свободно.

“И хотя я досконально знал сценарий, результат оказался даже для меня неожиданным” – вспоминал много позднее Клебанов. А тогда ему было двадцать, и все только начиналось.

Нет, если точнее, начинал он раньше, еще до ВГИКа, до операторской мастерской Леонида Косматова. С ученика фотолаборанта фотоцеха киностудии имени Горького. Потом стал фотографом съемочной групaпы. Потом поступил во ВГИК. После второго курса практику проходил под крылом оператора Инны Зарафьян на фильме “Не самый удачный день” Юрия Егорова.

Во ВГИК Игорь Клебанов вернется в конце 80-х, уже в качестве педагога. И останется по сей день. Нынче – в звании профессора. Руководитель мастерской. Однажды пойдет на рисковое дело. Возглавит экспериментальную мастерскую режиссеров и операторов киновидеофильма. В одном из интервью скажет: «Педагогика для меня – талант предвиденья: важно не ошибиться, направляя студентов, поскольку крошечная ошибка может сказаться на их дальнейшей жизненной судьбе. В общем-то, я стараюсь учить их простым вещам: ремеслу, истории операторского искусства…

Мои студенты снимают на пленку, потому что, когда в камере заряжен Kodak, они сто раз подумают, прежде чем начать снимать, ведь отснятое не сотрешь и не перезапишешь. Пленка, как и в фотографии, – это “живая вода”».

Сам Игорь Семенович, судя по количеству снятых им фильмов (их за шестьдесят, если считать за отдельную единицу серию телесериала), работает без простоев. То есть востребован. То есть именно его “изобразительное письмо” необходимо тому или иному режиссеру.

Детективная дилогия из жизни московского уголовного розыска “Петровка, 38”, “Огарева, 6” Бориса Григорьева и детское “шпионское” “Руки вверх!” Владимира Грамматикова. Странный, отталкивающий кафкианский мир “Превращения” Валерия Фокина и пасторальная “Дикарка” Юрия Павлова по пьесе Островского. Мелодрама и политический триллер одновременно “Водитель для Веры” Павла Чухрая и ностальгический перевертыш “Парк советского периода” Юлия Гусмана. Романтический мини-сериал Давида Кеосаяна “Три полуграции”, истории о трех подругах в ожидании счастья, и “ТАСС уполномочен заявить” Владимира Фокина, телевизионная сериальная классика, политический детектив по Юлиану Семенову. “Займемся любовью” Дениса Евстигнеева об отвязных студенческих забавах, влюбленностях, молодежном сумасбродстве и приключенческий боевик “Мираж” Тиграна Кеосаяна, окрашенный в “ближневосточные” тона.

А еще испытал себя в рекламе, а еще снял азартно, эффектно, взрывно, супердинамично музыкальный клип группы “Тату” “Нас не догонят”.

Разные жанры, разные стили, разные режиссерские взгляды. И неожиданно ворвавшаяся в середине 90-х “Научная секция пилотов” Андрея И, неожиданно ворвавшегося в отечественный кинематограф и так же неожиданно из него исчезнувшего. Фильм мрачный, надрывный, замороченный.

Казалось бы, “Научная секция…” о маниакальных убийствах в метро изначально не подходила Клебанову (не по сюжетной составляющей, а по режиссерскому видению), склонному к другого рода кино. Но именно он по большей части придал ему визуальную активность, драйв, эмоциональный импульс.

За операторскую работу в “Научной секции…” Игорь Семенович получил “Нику” и приз на анапском “Киношоке”.

С 1996-го – президент Гильдии кинооператоров России. Бессменный, уважаемый. Один из инициаторов “Белого квадрата”, премии киноизобразительного искусства (вручается ежегодно за лучшую операторскую работу в полнометражном фильме и за вклад в операторское искусство). Премии, так необходимой для профессии, для ее престижа, хотя операторы у нас были и есть класс привилегированный. Делом доказали. Свой собственный “Белый квадрат” есть и у Игоря Клебанова – вручен коллегами по цеху за “Мираж”.

И еще одна цитата из интервью Игоря Семеновича: “Лидером в кино и киногруппе должен быть режиссер. К сожалению, не всем это понятно. Но это должен быть режиссер, наделенный печатью таланта, а не печатью на справке об окончании какого-то учреждения. Я искренне радуюсь, когда у меня с режиссером есть творческий контакт. На моем веку попадались режиссеры, которым “все нравится”. “Все нормально, – говорят они. – Давайте снимать”. Меня такой подход не очень устраивает. Мне нужен сподвижник. Потому что хорошее кино в одиночку не делается”. Недорогие столы для кухни оптом по всей России.

Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 19 за 2016 год.