Будем жить – вопреки и несмотря на…

Инна Чурикова в фильме “Страна Оз”

Национальная премия кинокритики и кинопрессы учреждена Гильдией киноведов и кинокритиков в 1998 году. До сих пор помнится день первого ее вручения – 13 января, в канун Старого Нового года.

Все произошло не случайно. В премии этой была естественная потребность, необходимость. И вот случилось то, что должно было случиться. Обязательно должно было случиться. Противоречивое, беспокойное и других беспокоящее, порой с трудом договаривающееся кинокритическое сообщество обрело то, что его объединило – свою премию, которой стало отмечать лучшее из созданного за истекший киногод.

В свое время Александр Сокуров, получая награду от критиков за “Солнце”, произнес: “Я благодарю своих коллег за труд понимания”. Вот ведь как – коллег. Вот ведь как – за труд понимания.

Семь лет премию опекал Марк Рудинштейн, тогда глава компании “Кинотавр”, и называлась она “Золотой Овен”. В 2005-м “Кинотавр” перешел от Рудинштейна к продюсерам Александру Роднянскому и Игорю Толстунову, они же подхватили и премию – только вручаться стал “Белый слон”. Но патронат этих продюсеров продлился недолго.

Несмотря на обстоятельства “Белый слон” выжил. И отметил в 2015-м десятилетие. А самой Премии кинокритики и кинопрессы в этом году исполняется 18.

К дню рождения руководство Союза кинематографистов (а Гильдия входит в его состав) и лично Никита Сергеевич Михалков подготовили неожиданный подарок – решили подвинуть (и это мягко сказано) “Белого слона” и учредить новую кинопремию прессы. Церемонию поспешили назначить на март. Симптоматично, что произошло это в начавшийся Год кино, и под него для новоиспеченной премии, у которой нет ни регламента, ни положения – ничего нет (!!!) – запросили у Минкульта весьма кругленькую сумму. Кстати, Минкульт последние годы отказывает “Белому слону” даже в скромнейшей матпомощи, а ведь его надо изготовить в шестнадцати экземплярах (по количеству номинаций – игровое кино, анимационное, документальное; премия имени Мирона Черненко, многолетнего президента Гильдии; премия “Событие года” плюс “Голос”, награда молодых кинокритиков) для вручения лауреатам.

Вспоминается: разрушать, как известно, не строить…

Есть еще одна народная пословица – про счастье, которое не построишь на несчастье…

Однако очень быстро ситуация на веточке переменилась. Деньги на новую премию пока не светят. Потому, наверное, ее и перенесли на конец года. А за год столько воды утечет…

Есть и другие причины. Ну, например – предстоящий съезд Союза кинематографистов. И не стоит с критиками ссориться.

Кинокритики своего “Белого слона” сумели отстоять. Им не привыкать отстаивать чистое, благородное дело, когда его пытаются запятнать.

Между прочим, премии, подобные нашему “Белому слону”, присуждаются во многих странах и дорогого стоят.

…Никто не помнит, когда слоны впервые появились в России. Поговаривают, что они обитали здесь всегда. Но вот одно не вызывает сомнений – слон в России больше чем слон. Наверное, потому, что здесь всегда надеялись на чудо. В свое время на счастье дарили друг другу семь мраморных слоников – они красовались на комодах едва ли не в каждом доме.

Теперь живых слонов встретишь лишь в цирке или в зоопарке. Те самые, мраморные, отжили свой век, мало у кого сохранились. Если не разбились, не затерялись, не раздарены поодиночке, может, и прячутся где-нибудь в кладовках или на антресолях. Вместе с надеждой на чудо и счастье. Так что слонов в нашем отечестве теперь раз, два и обчелся. Вероятно, потому нам не очень-то и везет?

Десять лет назад кинокритики при поддержке “Белого слона” попытались начать отсчет счастливого времени. Хотя бы в нашем кино…

Рождение “Белого слона” само по себе было чудом. Он появился на свет под Рождество под присмотром автора – художника и режиссера анимационного кино Ивана Максимова. Мастера Дятьковского хрустального завода создали его из огня и стужи. Ваня попросил, чтобы у “Слона” были “круглые глаза на детском лице”.

Наташа Басина написала тогда: “Критики – народ, по общему мнению, злой и циничный. Но если бы в темноте зрительного зала вы могли разглядеть настоящего, влюбленного в свой предмет критика, когда его что-то поразило и зацепило, вы бы увидели: у него круглые глаза на детском лице”.

 

НОМИНАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ КИНОКРИТИКИ И КИНОПРЕССЫ

“БЕЛЫЙ СЛОН” ЗА 2015 ГОД

 

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

“АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ”. Режиссер Алексей Федорченко. Продюсеры Дмитрий Воробьев, Алексей Федорченко, Леонид Дебедев

“МИЛЫЙ ХАНС, ДОРОГОЙ ПЕТР”. Режиссер Александр Миндадзе. Продюсеры Александр Миндадзе, Лиза Антонова, Леонард Блаватник, Хайно Декерт

“СТРАНА ОЗ”. Режиссер Василий Сигарев. Продюсеры Софико Кикнаваелидзе, Дмитрий Улюкаев

 

ЛУЧШИЙ СЦЕНАРИЙ

Юрий Арабов. “Орлеан”

Александр Миндадзе. “Милый Ханс, дорогой Петр”

Василий Сигарев, Андрей Ильенков. “Страна Оз”

 

ЛУЧШИЙ РЕЖИССЕР

Анна Меликян. “Про любовь”

Александр Миндадзе. “Милый Ханс, дорогой Петр”

Алексей Федорченко. “Ангелы революции”

 

ЛУЧШИЙ ОПЕРАТОР

Шандор Беркеши. “Ангелы революции”

Олег Муту. “Милый Ханс, дорогой Петр”

Евгений Привин, Сергей Михальчук. “Под электрическими облаками”

 

ЛУЧШИЙ ХУДОЖНИК

Елена Окопная. “Под электрическими облаками”

Алексей Федорченко, Артем Хабибулин. “Ангелы революции”

Кирилл Шувалов. “Милый Ханс, дорогой Петр”

 

ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ

The Tiger Lillies. Алексей Айги. “Орлеан”

Валерий Сивер. “Милый Ханс, дорогой Петр”

Андрей Суротдинов. “Под электрическими облаками”

 

ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Ирина Купченко. “Училка”

Юлия Пересильд. “Битва за Севастополь”

Яна Троянова. “Страна Оз”

 

ЛУЧШАЯ ГЛАВНАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ

Якоб Диль. “Милый Ханс, дорогой Петр”

Марко Николич. “Брат Дэян”

Евгений Цыганов. “Райские кущи”

Александр Яценко. “Инсайт”

 

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Рената Литвинова. “Про любовь”

Чулпан Хаматова. “Под электрическими облаками”

Инна Чурикова. “Страна Оз”

Мария Шалаева. “Про любовь”

 

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Александр Баширов. “Страна Оз”

Олег Ягодин. “Орлеан”

Олег Ягодин. “Ангелы революции”

 

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-ДЕБЮТ

“ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ”. Режиссер Наталья Кудряшова. Продюсер Сергей Сельянов

“ТРЯПИЧНЫЙ СОЮЗ”. Режиссер Михаил Местецкий. Продюсеры Роман Борисевич, Александр Кушаев

“ЧАЙКИ”. Режиссер Элла Манжеева. Продюсеры Елена Гликман, Ярослав Живов

 

Жюри премии молодых кинокритиков “Голос”, сформировало шорт-лист. В него вошли “Брат Дэян” Бакура Бакурадзе, “Милый Ханс, дорогой Петр” Александра Миндадзе, “Страна Оз” Василия Сигарева.

“Голос” будет вручаться в чет-вертый раз. Напомним: в 2013 году премию получил фильм Алексея Балабанова “Я тоже хочу”, в 2014-м – “Вечное возвращение” Киры Муратовой, в 2015-м – “Комбинат “Надежда”” Натальи Мещаниновой.

Церемония “Белого слона” пройдет 25 марта в Белом зале Союза кинематографистов. А поскольку Минкульт отказал в гранте, проводить ее, похоже, придется вскладчину. Но опять же – критикам не привыкать. Главное – в кругу друзей.

Елена УВАРОВА
«Экран и сцена»
№ 3 за 2016 год.