Берегись автомобиля

• Кадр из фильма “Трансформеры. Эпоха истребления”
“Трансформеры. Эпоха истребления” – первый фильм о трансформерах, снятый в 3D, и первый фильм о них же, который мог снять не Майкл Бэй. Он оставался исполнительным продюсером, а на место режиссера претендовали Луи Леттерье, Джон Тертлтауб, Дэвид Йетс и даже Роланд Эммерих. Интересно пофантазировать, как бы они все сняли очередную историю о разумных роботах, способных превращаться в машины и прочие транспортные средства.
Тертлтауб и Йетс, в чьих фильмографиях активно представлен жанр фэнтези, большее внимание уделили бы отношениям роботов и людей и объединяющей их важной миссии. В “Эпохе истребления” фигурирует большое металлическое зерно, которое может оказаться очень опасным для Земли, и оба режиссера наверняка отдали бы этому зерну-бомбе, его похищению и нейтрализации много времени – у Тертлтауба было бы побольше юмора, у Йетса – побольше таинственности.
Луи Леттерье поставил бы на спецэффекты – и первая сцена “Эпохи истребления”, где медленные летательные агрегаты поливают огнем мечущихся по горам динозавров, не диссонировала бы с остальной картиной. А Роланд Эммерих устроил бы очередную феерию разрушений – и города, где происходили бы битвы между плохими и хорошими роботами, шикарно разлетались бы на куски, а все остальное было бы не столь важно.
Однако управление “Трансформерами” Бэй в чужие руки не передал, и “Эпохой истребления” начал новую трилогию – в “Трансформерах-5” (год их выхода пока неизвестен) он снова числится исполнительным продюсером, но не исключено, что сам и снимет, все-таки уже сроднился с добрыми автоботами и их врагами десептиконами, в последней картине покинувшими планету Земля.
Но не все. Малая часть автоботов осталась, и за ними активно охотится ЦРУ, желая очистить Землю от любых пришельцев – как дружественных, так и недружественных. А глава огромной оружейной фирмы Джошуа Джобса (Стэнли Туччи), у которой есть филиалы в разных странах, работает над тем, чтобы создать собственных управляемых трансформеров и заменить ими солдат армии США. Проект продвигается удачно, вот только на материал, из которого делаются будущие воины, частично пошли погибшие десептиконы – и обаятельный герой Туччи даже не подозревает, что создаваемые им существа (их называют прототипами) окажутся довольно неприятными и защищать людей не настроенными.
Впрочем, прототипам явно суждено развернуться во всей своей красе в следующем фильме. В “Эпохе истребления” их противостояние с добрыми автоботами заявлено, в Гонконге происходит феерическая битва с громыханием, лязганьем, разрушением близлежащих пароходов и зданий. Однако основную осмысленную часть фильма, традиционно очень длинного, занимает знакомство с новыми героями, сменившими Шиа ЛаБефа со товарищи. Это изобретатель-неудачник Кейд (Марк Уолберг), у которого есть дочь-подросток Тесса (Никола Пельтц), недотепистый приятель Лукас (Ти Джей Миллер) и огромные долги – из дома-развалюхи его вот-вот выселят.
Кейд не унывает, он постоянно создает разные странные механизмы. Например, его дом охраняет робот-пес – заметив чужака, он начинает истошно вопить, что сейчас вызовет полицию. Но лучше бы кусался – металлическое животное оказывается совершенно бесполезным, когда в дом вламываются представители ЦРУ. Их интересует старый грузовик, находящийся в захламленной мастерской Кейда.
Франшиза “Трансформеры” построена без особенных интриг. Например, оружейник Джойс излучает невероятное обаяние. Хотя по сути своей он должен быть, во-первых, на стороне ЦРУ, а во-вторых, не допускать и мысли о невозможности существования прототипов, ибо они могут принести ему большие деньги, но обаяние означает, что магнат в конце концов выберет правильную сторону. Так и происходит.
Или, например, отец-одиночка Кейд очень серьезно относится к моральному облику своей дочери и запрещает ей носить короткие шорты и встречаться с мальчиками. Однако в трудный момент появляется ее парень Шейн (Джек Рейнор), по совместительству гонщик – а так как умение быстро водить машину в таких фильмах важно, то можно предположить, что Шейн окажется достойным Тессы и Кейд разрешит им встречаться. Так и происходит.
А вот дурной и веселый Лукас, уместный в начале фильма, далее только путался бы под ногами, к тому же кого-то должно быть жалко, а тех, кто погиб под обломками разрушенных трансформерами зданий, Бэй не показывает – разве что неоднократно упоминает катастрофу в Чикаго из предыдущего фильма. Поэтому можно предположить, что Лукасу сильно не повезет. Так и происходит. И очень зря, потому что Ти Джей Миллер вложился в своего персонажа, а вот Джек Рейнор, герой которого смыслово заменяет Лукаса – нет, и Шейн получился плоским, не запоминающимся и абсолютно не способным конкурировать ни с героями, состоящими из мяса и костей, ни тем более с теми, кто создан из металла.
Появление на экране старого грузовичка тоже нисколько не интригует – ясно, что автомобиль рано или поздно проявит свою трансформерскую сущность. Так и происходит. Спустя короткое время грузовик оказывается главой автоботов Оптимусом Праймом, который выглядит несколько иначе, чем в предыдущих фильмах, но доброе сердце по-прежнему при нем. За Оптимусом охотятся не только представители ЦРУ, но и некто более суровый и невозмутимый. Локдаун, трансформер, наемный убийца, перемещающийся по космическому пространству в летающей тюрьме, где собраны разнообразные провинившиеся существа – там приготовлена камера и для главы автоботов. Спасать его будет Кейд, поскольку Шейн оказывается плюс ко всему еще и трусливым, а Тесса, как и положено девочке, сперва теряется в тюрьме, мрачному оформлению которой стоит отдать должное, потом пугается охраняющих камеры железных волков.
В “Эпохе истребления” механический животный мир представлен достаточно ярко. Помимо пса-робота и волков есть еще и диноботы – автоботы привлекают их на свою сторону в битве с прототипами и в качестве бойцов, и в качестве средств передвижения. Оптимус Прайм произносит прочувствованную речь, и огромные металлические велоцираптор, тиранозавр и птеранодон соглашаются ему подчиниться – после чего коллега-автобот восхищенно говорит, что таких великих трансформеров он еще в жизни не встречал.
Те, кто неплохо знаком с франшизой “Трансформеры”, никогда не усомнятся в величии Оптимуса Прайма – как не сделали этого четверо детей Марка Уолберга. Они пришли в восторг от того, что папу пригласили в такую картину, и выпросили себе в ней крошечные роли. И им не будет стыдно – Шиа ЛаБефа Уолберг переигрывает запросто, и составляет неплохую пару со Стенли Туччи. Никакой сверхзадачи актерам Майкл Бэй, конечно, не давал, главные в этом фильме все-таки автоботы и нью-десептиконы, но, по крайней мере, заметно, что Уолберг и Туччи умеют играть и даже это умение показывают.
Для тех же, кто не в курсе, что созданный на фабрике Джошуа Джобса Гальватрон – новая ипостась злодея-десептикона Мегатрона, сюжет “Эпохи истребления” может показаться достаточно запутанным. Из-за этого не стоит расстраиваться: остальные фильмы Майкла Бэя про трансформеров тоже не назовешь примером логичного построения сюжета. Зато там есть драки отчаянно лязгающих существ, огромный велоцираптор, перекусывающий теплоходы, перепуганные герои на большой высоте, каждую секунду рискующие свалиться вниз.
Бэй дает зрителю адреналин и ничего, кроме адреналина, но зрителям таких картин больше ничего и не надо. Так что если пользоваться для оценки фильмов Майкла Бэя двумя понятиями – “круто” и “не круто”, то это, скорее, круто. Но у Эммериха адреналина было бы больше.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена» № 13 за 2014 год.