Город мастеров

С.Болдырев. Макет к балету “Казанова”Как правило, выставки в Бахрушинском музее не возникают спонтанно. От идеи до воплощения проходит несколько лет. Так было и на этот раз с экспозицией “Художники театра. 100 лет театрально-декорационного искусства Саратова. Макеты и эскизы декораций. Эскизы костюмов”. Генеральный директор главного театрального музея страны Дмитрий Родионов два года назад услышал восторженный рассказ артиста Авангарда Леонтьева о чудесной выставке саратовских сценографов, посвященной 210-летию с момента открытия в городе первого публичного театра. Некоторое время спустя в Саратове оказалась Анаит ОГАНЕСЯН, подтвердившая, что этот проект стоит показать в Москве. Выставка саратовцев, одна из последних в завершающемся году, оказалась отрадным событием. По сложившейся традиции Анаит Вачеевна знакомит читателей “ЭС” с экспозицией.

– Саратов – город театральный, давший России выдающихся мастеров. Неподалеку в Замоскворечье, в Третьяковской галерее, всю осень были выставлены работы Павла Варфоломеевича Кузнецова, который родился, вырос и получил начальное образование в иконописной мастерской отца в Саратове. (Позже он переехал в Москву и первые спектак-ли сделал в Камерном театре с Александром Таировым, начав с “Сакунталы”.) И одновременно в доме Бахрушина расположилась выставка саратовских художников. Такое совпадение кажется счастливым знаком.

В Саратове работали знаменитые мастера, город издавна славился своим ТЮЗом, которым руководил Юрий Пет-рович Киселев. Киселев работал с художником Николаем Архангельским (“Аленький цветочек” по эскизам Архангельского до сих пор в репертуаре театра). Здесь, на выставке, мы встречаем имена, значимые не только для Саратова, но и для всей страны. Можно назвать Валентина Юстицкого (по заданию Пролеткульта он отвечал за художественное образование в Саратове), в 30-х годах Юстицкий был объявлен авангардистом, лишен права заниматься преподаванием, потом репрессирован и освободился только в 1946-м. Уникальный художник, чье наследие мы только начинаем осознавать.

– Когда я впервые попала в Саратов еще школьницей, меня поразил замечательный Музей имени А.Н.Радищева.

– Да, это один из лучших музеев России с потрясающей коллекцией. Я впервые, будучи уже взрослой, оценила там Алексея Боголюбова, мариниста не менее значительного, чем Айвазовский. Мне запомнился замечательный портрет Михаила Сперанского работы Павла Иванова. Я начала говорить о Юстицком: его произведения, связанные не только с театром, но и с массовыми зрелищами, хранятся в Радищевском музее.

Город интересен по архитектуре. Сейчас на многих зданиях есть таблички, кому принадлежал тот или иной дом, но хотелось бы, чтобы рядом значилось и имя архитектора. В центре города много зданий в стиле русского модерна, что тоже важно. Не забудем, что Федор Шехтель провел детство в Саратове.

– Первое, о чем думаешь на этой выставке: в городе работали и работают сценографы с хорошей школой.

– В Саратове во время войны оказался Владимир Дмитриев – сюда была эвакуирована часть труппы Большого театра. Иван Севастьянов свое образование получил, работая рядом с Дмитриевым. Так возникала преемственность высокой театральной культуры. В Саратове жил художник Николай Гущин (выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, его учителями были Серов и Коровин), он вернулся из-за рубежа. У него учился Владимир Серебровский, мама которого была балериной Саратовского театра оперы и балета. В Саратов в 50-е годы вернулся Николай Глинский, ученик Коровина, долгие годы живший в эмиграции.

– Глинский некоторое время работал в Болгарии, делал декорации к “Борису Годунову”. Гастролировавший в Софии в 1934 году Шаляпин, обычно придирчивый к художникам, восхитился результатами его труда. На фотографии, которую певец подарил сценографу, он написал: “Брависсимо, милейший господин Глинский! Смотрел ваши эскизы – превосходная работа”.

– С 1956 по 1963 годы Николай Глинский был главным художником в Саратовском Театре драмы имени Карла Маркса (сейчас театр носит имя Ивана Артемьевича Слонова). Оформлял спектакли и в оперном театре, и в ТЮЗе. У него, к слову сказать, был богатейший архив, попавший в Центральную научную библиотеку ВТО.

– Те, кто возвращались на родину, не имели права жить в Москве или в Ленинграде. Так и Гущин, и Глинский оказались в Саратове и принесли славу городу.А.Аредаков. Эскиз к “Трехгрошовой опере”

– Эта выставка интересна, с одной стороны, судьбами людей, работавших в Саратове. А с другой стороны, мы видим поиски художников, которых волновали те же проблемы, что и их столичных коллег. Поиски конструктивистские, кубистические, но дело не в направлениях, а в том, как обновлялся театр, как художники старались обойтись без натурализма. Хотя и в старых работах, например, у Севастьянова, есть свое обаяние. Зрителям приятно смотреть на эти эскизы к “Фаусту”. Занавес открывался, и зал ахал. В этих работах 40-х годов нет сухой условности, которая позже захватила театр. Мария Осиповна Кнебель говорила о такой сценографии: “На сцене вместо простоты – пустота”.

– Мы видим предпочтения художников. Кто-то сохранил свою любовь к “Миру искусства” и передал ее в своих эскизах. У Глинского явно чувствуется влияние Добужинского.

– Согласна. Но ведь это не заимствование. Скорее, традиция внимания к эпохе, к ее предметности. Все сделано очень элегантно и красиво.

– На вопрос: “где написаны эскизы?”, вполне можно ответить – “в Париже”.

– Во всяком случае, на этой выставке ничто не говорит нам о провинционализме. Недаром в Саратове оформляли спектакли столичные художники, такие как Владимир Кисимов, Татьяна Сельвинская, Михаил Курилко, Семен Пастух и многие другие.

Сценография требует от художника умения отразить не только сюжет, но и масштаб того произведения, к которому он прикладывает свои силы. Нужно организовать пространство, иногда с помощью деталей и подробностей, а иногда, наоборот – с помощью метафор, обобщений. Здесь на выставке остро ощущаешь, как развивался театр. По эскизам и макетам саратовских художников мы можем изучать историю искусства.

– Обращают на себя внимание не только давние работы, но сделанные и в последние годы. Вот, например, Юрий Юрасов, оформивший для Юрия Ошерова “Кота в сапогах” в ТЮЗе (2000 год). Прекрасные эскизы – понятно, что такой спектакль воспитывает в детях вкус.

– Художник хорошо владеет искусством рисования как таковым. Посмотрите, как он дает крупным планом путешествия Кота, вокруг которого крутится действие. Тут и мельница, и собор. Эскизы напоминают хорошую книжную графику, но это не буквальные иллюстрации.

Если говорить о спектаклях для детей, я бы отметила работу Галины Крахмалевой и Василия Черевкова в спектакле “Золотые сказки Пушкина” театра “Куклы папы Карло” при Саратовской Филармонии имени Альфреда Шнитке. Они используют традиции Елизаветы Кругликовой. Это трудная задача. Ведь необходимо очень точно проработать силуэт вырезанных элементов, чтобы вы сразу определили, где у вас Петербург, где Летний сад. Это красиво и необычно. Оказалось, что достояние художницы можно использовать в театре кукол.

В своей сценографии Анатолий Крюков использует мотивы матиссовских аппликаций. Необычными мне показались эскизы его “Аиды”. Прежде всего, цветовым решением. Сочетанием серого – вместо традиционного желто-золотого – и сине-зеленого.

Интересны эскизы Анисима Аредакова к “Трехгрошовой опере” в Театре драмы (1967) и Анастасии Ивановой к “Желтой стреле” Пелевина (Театр Комедии). Важная составляющая – задник, изображающий то ли поезд, то ли электричку. Эта работа помечена 2015 годом.

Хотелось бы сказать о Сергее Болдыреве. Он – куратор этой выставки, потративший на нее много сил и энергии. Здесь показаны вещи из разных собраний, музейных, частных. Когда-то Болдырев проходил практику у Давида Боровского. Сегодня на выставке мы можем видеть его макеты, эскизы к спектаклям Театра оперы и балета имени Чернышевского.

– Очень эффектно смотрится макет к “Мистерии танго Пьяцоллы”.

– Он построен на контрасте двух цветов, черного и красного. Острые углы, контрастные цвета соответствуют тем задачам, которые ставит композитор.

На выставке представлены разные жанры – театр драматический, музыкальный, театр кукол. Большие театры и маленькие труппы. Здесь представлены эскизы не только художников Саратова, но и Балакова, Балашова, Вольска.

– Мне нравится, как придумана выставка. Она лишена пафоса. Зато здесь тепло и уютно.

– Совершенно верно. Нет ложного пафоса, но есть подлинная любовь к своему саратовскому искусству. Выставка сделана очень грамотно. Отметим и тот факт, что творчество саратовских художников представлено в столице впервые.

Беседовала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 24 за 2015 год.