Ушла из жизни Александра Яковлевна Тучинская. Нет больше Шуры, удивительной, замечательно талантливой, умевшей глубоко чувствовать и понимать настоящее в искусстве. Она всегда писала о важных, сущностных явлениях и никогда о преходящем, модном, суетном. Шура работала в петербургском Музее театрального и музыкального искусства и как историк театра была уникальным специалистом. Мало кто был способен проникать сквозь толщу времен так, как умела Шура. Ее любимые герои – Мейерхольд, Шаляпин, Акимов. Как содержательны выставки, в которых она принимала участие! Шура была куратором замечательной экспозиции, посвященной Н.П.Акимову, открывавшей личность режиссера и художника по-новому. Она видела в Николае Павловиче предтечу визуального театра. Всему, что делала Александра Тучинская, были свойственны страсть и доскональное знание предмета. Ее блестящие устные рассказы и статьи о театральной истории всегда оказывались полны догадок и открытий. Она была свободной. От чужих мнений, чужих восторгов или неприятий. Она сознательно уходила в тень, держалась особняком. Независимость Шуры от любой клановости, нелюбовь к публичности делали ее как будто незаметной. Но вовсе не случайно имя Александры Яковлевны как консультанта стояло в титрах многих фильмов Александра Сокурова. К ее мнению прислушивался Валерий Фокин и многие другие режиссеры и артисты. Хотя она не успела защитить диссертацию о Мейерхольде, ее работы по наследию великого режиссера высоко ценил О.М.Фельдман. Нашей газете повезло. Шура писала для “ЭС” охотно. Мне кажется, из ее обзоров фестиваля “Балтийский дом” могла бы получиться прекрасная книга. Никто так тонко и точно не писал о спектаклях Кристиана Люпы, Михаэля Тальхаймера, Люка Персеваля. Бог дал Шуре счастливую семью, где все талантливы. Примите наши соболезнования, Сережа, Таня и Марина. Ее любили многие. Шура была чудесным, чистым, добрым, отзывчивым человеком. Ужасная, непоправимая потеря, которую пока невозможно осознать.
Прощание
Прощание
by Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ •
Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ и редакция “ЭС”
«Экран и сцена»
№ 6 за 2015 год.