«Протеатр» про особенности

Мастер-класс Мануэля КаньядосаЕсли нечто выпадает за границу привычного, оно тут же приобретает штамп “особого”. Фестиваль “Протеатр. Международные встречи”, прошедший в Центре имени Вс.Мейерхольда, позволил не только познакомиться с театрами, в которых играют люди с инвалидностью, но и превратился в площадку живого и увлекательного диалога между психологами, театроведами, педагогами, философами и просто зрителями – в рамках разнообразных открытых обсуждений, мастер-классов и дискуссий.

В открывшем фестиваль спектакле “3х2” танцевальной компании “Danza Mobile” родом из Севильи (режиссер Мануэль Каньядос) девушка Анна, глядя в экран ноутбука и свободно цитируя сочинения известных философов, комментировала простые движения артистов: четко выполненные подхваты с перебрасыванием ног, проходы под руками друг друга. Тесное сценическое общение превращало двух разных танцовщиков в единый организм.

Все три части спектакля наполнены ритмами и элементами танца фламенко, поэтому даже техника contemporary получилась по-испански страстной и жесткой одновременно. Плавные волны рук резко превращались в четко фиксированные жесты, а взаимодействие между партнерами нередко переходило в физическую борьбу. Артисты в шапках-ушанках пытались определить свою идентичность, перебрасываясь словами “архетип”, “индивидуальность”, “отличия”. В финале двое танцовщиков, хватая друг друга за ноги, будут пытаться наперегонки добраться до желанного сундучка, внутри которого окажется обычная земля. Из нее актер сделает маленький холм, посадит крошечное дерево и в свете фонарика превратит пальцы рук в человечка, который медленной походкой будет приближаться к этому дереву. Затем фонарик переставят, и тень от дерева упадет на задник сцены. На фоне этого чудного ветвистого миража мы увидим танец второго участника, чья инаковость не лишает его возможности выражать себя и свои чувства в движении.

О печальном желании стать частью системы, уйти от своего “я”, запереть его в границах получился спектакль французского Theater Du Cristal “Dramaticules” по трем коротким пьесам Сэмюэля Беккета в постановке режиссера Оливье Куде. Игра актеров не позволяет судить о том, кто из них с ограниченными возможностями, так как все наполнено будничными жестами, а если появляются эмоциональные характеристики, то они доведены до своего предела, как если бы человек был лишен чувств и стремился их передать лишь через механику движений. В “Действии без слов” два человека по очереди проживают на наших глазах один день жизни. Вот первый артист выбирается из мешка, молится, надевает брюки и пид-жак, несколько раз принимает таблетки, а затем выполняет действия в обратном порядке. Второй, более подвижный и энергичный, под быструю фортепианную музыку нервно чистит зубы, постоянно посматривает на часы и выполняет почти тот же перечень движений, что и первый. Строгий режим дня превращается в железный каркас, из которого никто из героев даже не пытается выбраться, единственное спасение – мешки, куда они забираются с головой, скрываясь от окружающего мира и погружаясь в сновидения, возможно, более подлинные, чем сама жизнь.

Вторая часть под названием “Катастрофа” полностью согласуется с текстом одноименной пьесы Беккета. Режиссер в меховом пальто говорит развязно, ведет себя импульсивно, постоянно курит, дымя на зрителей. Ассистент пытается слепо следовать всем его бессмысленным указаниям, не замечая их абсурда. Протагонист стоит на большом черном кубе в центре сцены, на его лице застыла маска страдания и страха, и если бы не мелкая дрожь, которая пробегает по телу, можно было бы подумать, что перед нами статуя. Ассистент ловкими движениями поправ-ляет пояс халата Протагониста, оголяет плечи, закатывает штанины, заставляя нас забывать, что на кубе высится живой человек. И только в последнюю минуту, когда начнут гасить свет, голова Протагониста поднимется, и он посмотрит на публику, моргая своими по-детски доверчивыми глазами.

В завершающей части “Что где” манипуляция живыми людьми станет всеобщей, а управлять действием будет голос. Невидимый глазу герой отправится в путешествие по лабиринтам своей памяти от весны до зимы, а все участники, испуганные и с опущенными головами, будут перемещаться, в зависимости от его указаний, по прямым линиям, выходя в центральный квадрат света или прячась в тень.

Завершал программу фестиваля “Слэш”. Здесь мы встречаемся с дружной семьей акробатов, музыкантов и танцовщиков. Российская интегрированная театральная студия ИТС “Круг“ не удивляет особой красотой пластики, режиссерский замысел здесь распадается на множество разнообразных фрагментов, каждый из которых можно рассматривать как отдельную историю. Однако самым главным в данном представлении, созданном режиссером Натальей Поповой, становится ощущение присутствия единого целого, состоящего из разных людей, при этом легко переплетающихся между собой руками и ногами, а на более глубоком уровне связанных взаимной любовью и дружбой. И, как в большой семье, каждый ценится здесь не за свои уникальные характеристики, а за то, что он есть. Один из артистов с трудом произносит несколько простых фраз, но никто его не торопит, наоборот, каждый окружает вниманием и заботой. Одна из частей называется “Однажды я потерялся”, и неудивительно, что ближе к финалу есть часть о том, что каждый хочет, чтобы его нашли. Ведь поставить “слэш” между собой и другим гораздо проще, чем впустить его в пространство своей жизни.

Фестиваль особых театров показал, насколько может быть страшен мир, если исключить из него все особенное. Он еще раз подтвердил мысль о том, что для искусства нет границ: спектакли затрагивали вопросы, которые волнуют каждого, а мир подлинных ценностей является во многом той константой, которая соединяет нас перед лицом любых границ. Отклонение в развитии нельзя вычеркнуть, и не стоит доводить до абсурда мысль об особенностях каждого. Глубинное сходство не выразить словами, но к его пониманию можно было приблизиться, проведя три вечера на фестивале “Протеатр”.

Анна НИКИФОРОВА
«Экран и сцена»
№ 4 за 2015 год.