Владимир Рецептер сыграл принца Гамлета в спектакле ташкентского Русского драмтеатра. На роль его пригласил пришедший тогда в театр новый главный режиссер Александр Михайлов – пригласил, увидев молодого, только что из театрального института, актера в Раскольникове. Гамлет – это 1961-й. Годом позже возникли гастроли в Москве, и молодой актер получил ряд лестных приглашений из самых главных театров Москвы и Ленинграда. Как известно, Рецептер выбрал БДТ Георгия Александровича Товстоногова. Там прослужил (прожил!) четверть века ровно. Все эти годы – вне стен БДТ, на самых разных площадках, играл “Гамлета” как моноспектакль (в Москве – всегда в Зале имени Чайковского, всегда – событие!).
А в январе 1987-го Владимир Рецептер отправился в Москву. Посмотрел эфросовского “Мизантропа” и на следующий день утром позвонил Анатолию Васильевичу, тот назначил ему встречу в Театре на Таганке. Пришел в назначенный час, спросил, как ему увидеть Эфроса. Ему ответили, что Эфрос умер. Это было 13 января. Рецептер приехал на Сретенку. В комнате А.В. лежала на столе инсценировка “Идиота”. Ее автором и предполагаемым исполнителем главной роли был Рецептер. Сюжет “БДТ” был исчерпан. Сюжет “Эфрос” оборвался, не начавшись.
После возвращения в Ленинград Рецептер ушел из БДТ. Искал свой путь. Самостоятельный и одинокий. В 1992 году создал Пушкинский театральный центр с постоянно действующим ежегодным Всероссийским Пушкинским фестивалем, проходящим в начале февраля в Пскове и Пушкинских горах. Он родоначальник фестивалей-лабораторий. Наряду с программой спектаклей здесь проходили чтения, дискуссии ведущих пушкинистов – С.Рассадина, В.Непомнящего, С.Фомичева, В.Кошелева, В.Курбатова, создающие атмосферу поиска, литературоведческих открытий.
В 2001-м он набирает курс с “углуб-ленным изучением творчества А.С.Пушкина” и затем из им же обученных выпускников Театральной академии организует театр “Пушкинская школа”. Своеобразный Лицей, в котором он – учитель и наставник.
Лица артистов Рецептера прекрасны… Это я позволил себе привести название собственной статьи. Одной из – написавшихся по следам его спектаклей. В них такая внешняя простота – и так много “за словами”.
Мне кажется, Рецептер, этот вечно ворчливый и всем недовольный Рецептер, колкий и едкий (недаром в названии одной из своих книг самого себя назвал “театральным отщепенцем”), должен быть на самом деле очень счастлив. Он так научил своих “детей”, так преуспел с очень непростой “прививкой Пушкиным”. Ведь чтобы она принялась, вошла в плоть и кровь, требуются годы терпения, ума, таланта, строгости и нежности.
В телевизионной программе “Линия жизни” Владимир Рецептер говорил о том, что этих “линий” у него несколько: актерская, режиссерская, поэтическая, исследовательская. Только что он выпустил книгу “Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта”. Герои его стихов и прозы – явные, либо потаенные – те, с кем прожита жизнь и кого больше нет. Нежно и преданно всех помнит. А также, в кадре и за кадром, в них всегда присутствует вечный его спутник, его Принц.
Больше пятидесяти лет назад, еще только подступаясь к “Гамлетовой теме”, естественно соединив разорванную “связь времен”, Рецептер написал:
И ложь вокруг… И никуда
не денешься.
Ответственен за всех и одинок,
Как сорок тысяч братьев, любит
девушку,
Давая им классический урок…
Что злому веку не желает кланяться,
Идет на смерть и в страхе не дрожит.
И кончился Шекспир,
который классика,
И начался Шекспир,
который жизнь.
Десятью годами позже – сформулировал то, что читается как кредо:
Выход наш и опасная наша игра
для напрасного слова во имя добра…
О Рецептере, впрочем, могу писать долго, что-то неизбежно упуская из виду. Потому – ставлю точку. С днем рождения!
Редакция «ЭС» сердечно поздравляет Владимира Эммануиловича с 80-летием и желает здоровья, бодрости, творческих сил и вдохновения.