В этом году “Детский Weekend” – специальная программа фестиваля “Золотая Маска” – празднует юбилей, 10 лет. Возраст непростой – между детством и подростковым периодом. Афиша, собранная кураторами Алексеем Гончаренко и Олесей Кренской, под стать: поднимаемые в спектаклях темы дискуссионны, а проблемы не имеют единственно верного решения – недаром после показов устраивали обсуждения со зрителями. Было, о чем поразмышлять и поспорить.
Пьеса Екатерины Тимофеевой “Здесь был Кай” (Театр юного зрителя, Казань) – грустная история о переживании потери. Сказочница, одетая в форму поисково-спасательных отрядов (спектакль создан в сотрудничестве с татарстанским отделением добровольческого отряда “ЛизаАлерт”), рассказывает о тех, кто пропал без вести, и постепенно переходит к зачину всем известной сказки: на попечении бабушки находятся двое внуков-ровесников – мальчик Кай и девочка Герда. Только вот Снежной королевы здесь нет, вместо нее – строгая чиновница из органов опеки, которую не устраивает уровень жизни детей. Семья, действительно, бедная, но бабушка никого отдавать не намерена. А Кая манит другая, лучшая жизнь, и он уходит из дома. Поиски безуспешны. Проходят годы, и только Герда (Эльмира Рашитова) не смиряется с потерей – она двигается смело, но наугад, идет, невзирая на препятствия, в ледяную даль. Едва не утонув в бурном речном потоке, оказывается на свалке – сюжетные повороты андерсоновской сказки причудливо преломлены, изуродованы (вместо замка избалованной принцессы – свалка). В спектакле режиссера Артема Устинова многовато чудаковатых образов, недообъясненных мотиваций героев, что, с одной стороны, дает свободу интерпретации, а с другой слишком размывает границы смысла, который ищешь с тем же упорством, что Герда – Кая. Братец наконец обнаружен, но это мало что меняет – выросшего мальчика вполне устраивает складывание слов из ледышек. Ощущение всеобщей брошенности, разобщенности, потерянности смягчается звучащей в финале песней Билли Айлиш – певицы, чьи тихо пропетые сердечные откровения стали для целого поколения своими, неотторжимыми: “But it’s okay to cry and it’s alright to fall / But you are not alone” (“Но расплакаться не страшно и упасть нормально / Но ты не одна”).
С тем же опустошающим чувством одиночества борется главная героиня пьесы Светланы Баженовой “Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю” в постановке Екатерины Гороховской (Театр юного зрителя имени Ю.П.Киселева, Саратов). Оторва Светка – одиннадцатиклассница, у которой все идет наперекосяк, но она не отчаивается и продолжает гнуть свою линию, верить в любовь, справедливость, дружбу, счастье. Актриса Ирина Протасова одаривает свою героиню таким неистовым жизнелюбивым темпераментом, что диву даешься, откуда столько сил в этом унылом, агрессивном, несчастливом городке, чьи панельно-бетонные пейзажи, возникающие видеопроекцией на заднике, вызывают только одно желание – никогда туда не приезжать. Светка ни на кого из обидчиков не держит зла и даже ухаживает за умирающим отцом, которого за побои лишили родительских прав. Одна за другой следуют невзаимные влюбленности и совсем ненужные отношения с физруком. Ее предает лучшая подруга. Но, ловко забираясь на крышу кинотеатра “Юность”, Светка только делает вид, что вот-вот прыгнет, а на самом деле просто хочет получить свою ложку со сладкой микстурой внимания. Постоянно проверяя мир и себя на прочность, она не теряет азарта. В финале Deus ex machina – единственный парень, который ее когда-то любил. Правда, дело было в детском саду. Возможно, у них сейчас тоже ничего хорошего не выйдет, но хочется верить, что наконец сложится. И Светка бойко барабанит по ударной установке, давая ритм своему самодеятельному рок-ансамблю.
Не сдается и Олег – главный герой моноспектакля “Жирная Люба” (петербургский Театральный проект 27 и Еврейский театр “Шалом”). В центре автобиографического текста Олега Липовецкого, им же самим поставленного и сыгранного, – еврейский мальчик, на которого сосед по парте повесил обидное прозвище, вынесенное в заголовок постановки. Оформление, придуманное художницей Евгенией Платоновой, скромное – несколько легко переносимых с места на место предметов: разного размера деревянные рамы, торшер и настольные лампочки, старый проектор, табуретка, стул. Ничто не мешает исполнителю с бешеной скоростью перемещаться по площадке. Липовецкий сначала едва-едва, почти незаметно адресуется к залу, так, что отвечать будто и не обязательно, но чем дальше, тем активнее, прямее – прирученные зрители охотно отзываются. Он ярко отыгрывает ответы, смеясь, удивляясь, недоумевая. Через воспоминания о детстве идет разговор на сложные и болезненные темы – о травле и комплексах, конфликте с родителями, о старении любимой бабушки, о влюбленностях, амбициях, страхах и разочарованиях, о неловком, нелепом, нескладном. Из пухлого детсадовца герой превращается в дерзкого неформала-троечника, но не просто обрастает опытом, он выращивает внутри смелого и свободного человека. Ушедшая эпоха санаториев, еврейских местечек, пионеров воспринимается зрителями, рожденными в Российской Федерации, как нечто старинное, диковинное, сказочное. Музыка Глеба Колядина, звучащая из кассетного магнитофона, одновременно узнаваемая и незнакомая, пробуждает ностальгию. Но ностальгия здесь не конкретна: это волна воспоминаний не об эпохе перестройки, но о детстве вообще, о счастливом невозвратном времени.
Нежностью полон и спектакль “Поход в Угри-Ла-Брек” (автор – Томас Тидхольм, Театр юного зрителя, Красноярск), но здесь она смешана с грустью. Медленно, меланхолично разворачивает режиссер Мурат Абулкатинов сюжет обретения и потери: только-только дедушка начал жить с семьей, как вдруг, пока никого не было дома, встал – и ушел навсегда. Дети – Хорек (Салман Джумагазиев) и Муравейка (Ольга Буянова) – пара, подобная Тильтилю и Митиль, отправляется на его поиски, выходя со сцены, где расположено и игровое пространство, и зрительные места, вниз, к темным рядам кресел (художник Софья Шнырева). Разделить свои приключения они приглашают верного пса со смешным именем Вздор (актер Вячеслав Ферапонтов), чью речь никто из героев не разбирает, но все интуитивно понимают – ведь вербальный язык не единственное средство коммуникации. Вместо людей, у которых дети просят совета и помощи, здесь бледно-желтые кружки света, бегающие по залу, то возникая, то исчезая (прекрасная работа со светом художника Никиты Шакарова). Хорек и Муравейка находят дедушку, переправившись через неназванную реку, и – прощаются с ним. Им дали щедрую возможность – сказать тому, кого любишь, последние слова, совершить акт расставания. Здесь никто не говорит о смерти, но дети все прекрасно осознают, словно лишь для родителей притворяясь, что верят в “поход в Угри-Ла-Брек”. Дедушка (Анатолий Малыхин), о чьей биографии мы, как и вся семья, ничего не знаем, почему-то внешне похож на героя Жана Рено из фильма “Леон”, прожившего лет двадцать после того, как, забрав цветок и Матильду, ушел в закат. Растение в горшке и сейчас при нем, а Матильды нет – наверное, она уже в Угри-Ла-Брек.
Закрывал драматическую часть программы спектакль “Настоящие истории фей и других волшебных существ” (Центр творческих проектов “Инклюзион” и Драматический театр имени А.С.Пушкина, Орск) – пьесу Екатерина Тимофеева собрала из маленьких эпизодов с очень простыми, однозначными моральными доминантами: не бойся танцевать так, как тебе нравится, не верь, если кто-то называет тебя некрасивым, не забывай улыбаться. Зрителей рассаживают вокруг поляны – красивого зелено-салатово-розового ковра (художник – София Матвеева). На ней живут феи и другие волшебные существа. Они говорят на тарабарщине, напоминающей язык маленьких детей, а их переводчики, трое экскурсоводов в чудесные миры, объясняют зрителям, о чем идет речь. После последнего рассказа зрителей-детей приглашают в этот сказочный мир, чтобы вместе поиграть – дети, хотя и с любопытством следили за гномом, пикси и великаном, возможности наконец к ним присоединиться ждали еще больше. Режиссер Полина Стружкова будто проводит коллективный сеанс театротерапии – для участников спектакля, студентов “Инклюзиона” и для зрителей всех возрастов. А еще, конечно, это урок толерантности, где внятно звучит мысль о том, что любви достоин каждый человек, вне зависимости от его физических или психических способностей.
Все спектакли нынешнего “Детского Weekend’а” объединены одним лейтмотивом: это стремление к более справедливому устройству мира. Кто-то из героев борется с проблемами в одиночку, кто-то перестраивает себя, кто-то учится прислушиваться к другим. Несмотря ни на что, у них получается не терять веру в лучшее. Может быть и у зрителей – получится?..
Зоя БОРОЗДИНОВА
«Экран и сцена»
№ 7-8 за 2023 год.