Новый спектакль московского независимого театра “Среда 21” поставил режиссер Мурат Абулкатинов, взяв за основу пьесу “Телемах” норвежца Юна Фоссе. Выбор отчаянно смелый, не только потому, что необычный стиль драматурга – предмет филологических исследований: тексты написаны в столбик, нет знаков препинания, множество междометий и повторов. В пьесах-поэмах “нового Ибсена” все происходит на границе между жизнью и смертью, в густом и тревожном сне. Неподготовленному зрителю трудно, зато подготовленному – захватывающе интересно.
Действие пьесы и спектакля происходит сразу в двух измерениях – греческого мифа (Пенелопа и Телемах ждут мужа и отца – Одиссея) и бытовой истории про сына без отца и жены без мужа. Важнейшим элементом происходящего на сцене оказывается “молчаливая речь” (так сам Фоссе определяет паузы и тишину в театре). В остальном это повторяющиеся и скудные рассуждения немногочисленных героев – Певец, Телемах, “труп” Одиссея, жених Пенелопы, мучительное бездействие и музыка. Певец (замечательная работа Ярослава Медведева, выступившего и композитором спектакля) исполняет одну и ту же песню по кругу:
Ждут не дождутся
сын и жена
хоть весточку дай
хоть весточку дай
в доме забытом
двери открыты
весточку дай
мне дай
Ее подхватывает растерянный и кажущийся равнодушным Телемах (Константин Новичков), а ближе к финалу – Пенелопа в исполнении Татьяны Волковой, очень точно передающая состояние застывшей женской тоски. Так – несколько циклов, рождающих в зрителе чувство бессилия и спутанности сознания, присущего спящим. Событий, повторимся, нет, конфликта как такового тоже. Внятный и понятный финал в пьесе и спектакле отсутствует.
Текстам Юна Фоссе присущ негромкий, но все же очевидный юмор – он часто объединяет житейский план с экзистенцией – Пенелопа у него выходит за пивом, ее Жених (Роман Матюнин) тщетно пытается завести разговор с Телемахом. А над всей этой псевдообычной историей встает глобальный философский вопрос веры и неверия. И перед зрителем неспешно открывается картина острой тоски по (мертвым? бросившим нас?) любимым и надежды в их возвращение.
“Телемах” Мурата Абулкатинова – первая постановка этой пьесы Фоссе в России. Перевод выполнила Елена Рачинская, за сценическую адаптацию текста отвечала Анастасия Гайдукова. Минима-листичный спектакль подчеркнуто современен, глубок, эффектен. И производит ошеломляющее впечатление, если знать и любить пьесы-поэмы Фоссе. Абулкатинов и его артисты очень точно передают суть языковых экспериментов скандинавского драматурга и дуалистичные смыслы трагичного текста.
Что касается сценографии, она предельно лаконична, но эффектна. Черное пространство – стол, на столе лежит Одиссей, накрытый своим щитом. Остальные герои – здесь же, рядом.
Художник Софья Шнырева одела артистов в современную одежду (на Женихе – черный костюм и водолазка, на Пенелопе – кружевное белье, черный халат и грубые ботинки, на Певце – черный плащ. Только Одиссей (Даниил Пугаёв) и Телемах предстают в условно древнегреческих костюмах. Эта двойственность прекрасно ложится на главную идею спектакля: каждый зритель решает сам, чего в этой истории больше – греческого мифа или нашей повседневности. И кто они такие – современные герои будущих мифов.
Наталья ВИТВИЦКАЯ
«Экран и сцена»
№ 23 за 2022 год.