VIII Международный фестиваль документального кино “Докер” объявил победителей. Основной конкурс оценивало жюри, председателем которого стал режиссер Сергей Дворцевой (Казахстан/Россия). Вместе с ним работали режиссер Аммар Азиз (Пакистан) и сценарист и оператор Зои Шмедерер (Германия). В жюри короткометражных фильмов вошли Владимир Головнев (Россия), Фариз Ахмедов (Азербайджан) и Камилла Родригез Триана (Колумбия)
Гран-при за лучший документальный фильм получил “Мистер Тан” (режиссеры Сянь Су и Хунъюй Су, Китай) о реновации старых китайских городов.
Дом, в котором живет главный герой фильма, Тан Найтан, строил еще его отец. Рассказывая о себе, мистер Тан называет немалые для человека числа – ему самому 93, с женой они живут вот уже 69 лет, апельсиновому дереву, которое мистер Тан посадил в молодости, больше 80, и оно увядает, болеет. И про здания, стоящие рядом с домом мистера Тана, его дети говорят: “Сейчас этот дворец выглядит не лучшим образом, но когда-то он был очень красивым, а рядом был пруд”.
“Мистер Тан” – фильм про увядание и обновление, а еще про малые и большие расставания, предваряющие самое главное расставание – с этой жизнью. На домах района, где живут мистер Тан и его жена, написаны слова “Под снос”, их дом тоже признан ветхим. Старики все время спрашивают друг друга: “Тебе тепло?”, “Тебе не холодно?”, предчувствуя, что вскоре потеряют тепло родного привычного дома, а потом – тепло друг друга.
Наша судьба – к исходу жизни прощаться с чем-то родным и привычным, и Тан Найтан стоически переносит это. К счастью, у него есть добрые, любящие дети, которые заботятся об отце, помогают ему, празднуют дни рождения. Но режиссеры снимают печальный фильм, они делают акцент на завершении, а не на продолжении, и поэтому, показывая многочисленных взрослых детей своего героя, не показывают ни одного внука.
Приз за лучшую режиссуру получила Виктория Фиоре, автор фильма “Прятки” (Великобритания/Италия) за рассказ о мальчике Энтони, живущем в криминальном квартале Неаполя и обреченном продолжать воровское дело своей семьи (подробнее “Прятки” описаны в предыдущем репортаже о фестивале “Докер”).
Лучшим оператором стала Маша Оомс, она же и режиссер фильма “Джейсон” (Нидерланды). Ее картина получила также и приз зрительских симпатий.
Герой “Джейсона” – юноша, который проходит курс психотерапии в реабилитационном центре и в конце дарит своему психотерапевту кубик Рубика, собранный в пузатой бутылке. Трудная работа. Надо с помощью длинного пинцета собрать все части кубика, и Джейсон видит в этом метафору работы терапевта: собрать человека из кусочков заново. Он позволил съемочной группе наблюдать за своими личными рассказами потому, что у него есть миссия – полностью изменить структуру учреждений по подростковой опеке, где сам юноша провел некоторое время, и оно было далеко не лучшим в его и так трудной жизни.
В детстве Джейсону пришлось пережить несколько актов насилия от соседей-педофилов и неоднократно быть избитым старшим братом. Точнее, избитой – тогда он был девочкой, и ее звали Латойя, и до сих пор Джейсон вздрагивает при звуках этого имени. В терапии он работает не только с трудностями и ужасами своего детства, но и с завершением гендерного перехода – переживает операцию по удалению груди и получает официальные документы с мужским именем.
Камера Маши Оомс с любовью и вниманием показывает Джейсона – его милую улыбку, дрожь и слезы, которые появляются в кабинете терапевта, и решительное лицо, с которым он обращается к политикам, требуя изменить жизнь голландских подростков, уже переживших трудное детство.
Награду за лучший монтаж отдали фильму “Красная Африка” (режиссер Александр Марков, Россия/Португалия, режиссер монтажа Светлана Печеных). Хроникальные кадры советского времени, льющийся с экранов поток пропаганды перетекают в репортажи из Африки – ее Советский Союз будто бы брал под опеку, отводя себе привычную роль старшего брата. Африканцы получали в СССР хорошее образование, но в целом обмен был неравноценным: в Африку экспортировались пылесосы и фотоаппараты, а вывозились – нефть и алмазы.
Награда за лучший звук – фильму “Солдат Ахмет” (режиссер Янис Ленц, звукорежиссер Бенедикт Пальер, Австрия). Ахмет, бывший военный медик, поступает на курсы актерского мастерства. Ему нравятся занятия, но в конце концов он сталкивается с тем, что не может заплакать. Перебирая стереотипы, мешающие герою в этом – он мужчина, он мусульманин, он военный, он профессиональный боксер, – режиссер приходит к выводу, что Ахмет не заложник стереотипов, а внутренне свободный человек. И в финале фильма, напевая по заданию преподавателя колыбельную своего детства, Ахмет все-таки плачет.
Особое упоминание жюри – картине “Живой” (режиссер Константин Селин, Россия). Ее герой, Дмитрий Поштаренко, вместе с друзьями восстанавливает память о Великой Отечественной войне. Он ищет останки погибших. В фильме есть эпизод, где команда Поштаренко работает на огородах, где дачники стали обнаруживать кости и обрывки военной формы.
Еще ребята делают панораму с фигурами не вернувшихся с войны солдат, используя их сохранившиеся фото и стараясь максимально точно передать их взгляды и выражения лиц. Не все удается Дмитрию – выставку разрушают рабочие, получившие приказ освободить помещение. Но зато его занятие помогает стать ближе к любимому деду, который сам прошел войну и поддерживает внука, хоть и не всегда понимая его.
Лучшим короткометражным фильмом названа “Маета” (режиссер Мохаммаж Садек Эсмаэли, Иран). Мустафа больше всего на свете любит футбол, но родственники считают, что это неподходящее занятие и надо бы отдать парня в приют, чтобы он там учился. Еще Мустафа любит маму – в последний раз он видел ее в четыре года, и никак не может узнать о ней правду. Родные со стороны отца считают, что она сбежала, потому что хотела найти себе богатого мужа; мамина родня называет отцовскую наркоманами, а мальчику остается лишь повторять: “Зачем она тогда меня родила, если я ей не нужен?”
К сожалению, Мустафа прав – мать просит у него прощения, но так и не находит возможности увидеться из-за четырех новых детей и сурового мужа. Как жить дальше, Мустафа не знает.
Особые упоминания жюри – фильмам “Притирка” (режиссер Деян Петрович, Сербия), “Сон N 9-2380 (ИК-6)” (режиссер Лидия Риккер, Россия) и “Зенеру” (режиссер Андреа Граселли, Италия). О первых двух фильмах мы писали в предыдущем репортаже о “Докере”, а “Зенеру” – о пастухе Фламинио. Он трубит в рог, одевается в шкуры, носит на руках маленьких ягнят, а воду использует дождевую. Андреа Граселли любуется своим героем-отшельником и, похоже, верит в то, что такая искренняя близость к природе позволяет соединяться с ее духами. Когда лысине Фламинио становится жарко под большой шапкой, он призывает дух Зенеру с помощью звуков рога и колокольчиков. Последователей Фламинио режиссер не показывает, мелькают лишь тени вокруг костра, но после ритуала граница между зимой и весной расступается, и пастух надевает все весеннее, а зимнюю одежду торжественно сжигает.
Лучшим фильмом конкурса Let it Dok! стала завораживающая история “Будущее за нами?” (режиссер Юлия Быба, Россия). Ее герои, изобретатели, предприниматели, ученые и футурологи рассказывают о том, как встраиваются в нашу жизнь новые технологии, и как они сперва пугают, а потом становятся привычными. Один из собеседников режиссера, президент телекоммуникационной компании и обладатель встроенного чипа, как-то заплатил в метро рукой и не смог объяснить это задержавшим его контролерам.
В фильме Юлии много историй такого рода – например, о потерявшем руки парне из молдавской деревни, который сейчас живет полной жизнью благодаря своим умным протезам.
На твоих глазах творится будущее, где будет лучше, спокойнее и свободнее жить. Ученые и футурологи говорят, что искусственный интеллект надо, как ребенка, обучать эмпатии, что есть задачи по улучшению жизни на Земле, которые можно решить только всей цивилизацией. И что, по большому счету, дело не в технологиях, а в человеческом сознании, не только в интеллекте, но и в душе. Фильм снят в прошлом году, его можно найти в интернете и задуматься над тем, какие новые темы сейчас будут изучать футурологи.
Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 18 за 2022 год.