Быть самим собой

Сцена из спектакля “Дракон”. Фото предоставлено Театром Наций
Сцена из спектакля “Дракон”. Фото предоставлено Театром Наций

В начале июня Театр Наций (при поддержке Министерства культуры РФ) провел в Нижнем Тагиле традиционный Фестиваль театров малых городов России. Этот театральный форум, который в 2023 году пройдет в двадцатый раз, словно в предвкушении грядущего юбилея, оказался особенно сильным по составу участников, цельным по художественной направленности спектаклей и ясности высказываний. Разного уровня работы были отмечены энергией творческого поиска и пульсацией мысли. Вдали от Москвы сегодня трудится целая плеяда режиссеров-выпускников вузов театральных столиц. Имена Артема Устинова, Дмитрия Егорова, Дмитрия Акриша, Павла Зобнина, Петра Шерешевского, Андрея Корионова, Романа Габриа, Алессандры Джунтини, Елизаветы Бондарь, Даниила Безносова, Веры Поповой, Юлии Беляевой можно увидеть на афишах как Петербурга и Москвы, так и малых городов.

Другой отличительной чертой фестиваля стало внимание к литературе. Из 16 спектаклей-участников – половина поставлена по прозе М.Е.Салтыкова-Щедрина, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Ч.Т.Айтматова, В.П.Астафьева, Л.И.Добычина, Э.С.Кочергина, Г.Яхиной, Х.Хоссейни. Кто-то довольно подробно следует за текстом, кто-то сочиняет на его основе абсолютно самостоятельное действо, но надо отдать должное постановщикам, все они стараются сохранить дух автора.

Дамир Салимзянов, главный режиссер Глазовского театра “Парафраз”, неоднократно обращался к художественной прозе, ставил “80 дней вокруг света” Ж.Верна, “Вино из одуванчиков” Р.Брэдбери, “Процесс” Ф.Кафки, “Записки из подполья” Ф.М.Достоевского. “Беги, Серый! Беги!” – его вольная интерпретация сказки Салтыкова-Щедрина “Самоотверженный заяц”. Но в ней сохранены практически все сюжетные линии первоисточника. История зайца, пойманного волком и отпущенного навестить невесту под обещание вернуться к назначенному сроку (что косой и делает), в трактовке глазовцев – остроумна, парадоксальна, печальна и наводит на размышления о том, каких вершин абсурда способна достигнуть рабская психология. “Беги, Серый! Беги!”, получивший приз Губернатора Свердловской области “За парадоксально острое высказывание”, претендовал и на победу в номинации “Лучший спектакль большой формы”. Лауреатом, однако, стал “Бегущий за ветром” по Халеду Хоссейни. Спектакль Альметьевского татарского драматического театра – режиссерский дебют замечательного актера, обладателя “Золотой Маски” Камиля Тукаева. Тонкий артист, он оказался и тонким режиссером, бережно выстраивающим взаимоотношения между героями многофигурного эпического полотна, подробно, по-актерски прорабатывающим роли с исполнителями. В спектакле нет ярких эффектов, он неторопливо рассказывается от лица главного героя. Роман американского писателя афганского происхождения написан как воспоминание. Амир, уже взрослый человек, вспоминает юные годы и события двадцатишестилетней давности, когда он предал своего слугу и лучшего друга Хасана. В спектакле Тукаева рассказчик словно соединяется с собой молодым (эту роль играет другой актер) и одновременно видит себя со стороны, переосмысляя давнишние поступки. Искусно выплетена вязь взаимоотношений Амира со своим далеко не безупречным прошлым – режиссер деликатно, без лишней дидактики подводит героя к осознанию низости своего отступничества и глубины греха. “Бегущий за ветром” – искренний и нежный разговор о дружбе, верности, чести, предательстве, искуплении. Исполнитель роли молодого Хасана (а также его сына Сохраба) Айрат Мифтахов почти лишен слов, но выразительность его безмолвного существования гармонично уравновешивает исповедальность рассказа Амира. Спектакль без пафоса и сентиментальности ведет речь о больных вещах – крушении мира, в котором жили герои, потере родины и близких, вынужденной эмиграции, жестокости любой войны… И дает зрителю возможность испытать настоящий катарсис.

Схожее эмоциональное переживание способен вызвать и “Озор” Театра города Мирный, победивший в номинации “лучший спектакль малой формы”, – сценическая интерпретация драматурга Екатерины Августеняк и режиссера Елизаветы Бондарь рассказа Мамина-Сибиряка “Озорник”. Это – лаконичное, емкое, обжигающее откровенностью высказывание на тему свободы, носителем которой здесь становится сибирский мужик, бобыль-забулдыга Спирька, единственный, кто не боится быть самим собой. Окружающие его зомбированные, скованные страхами, предрассудками, домостроевским укладом переселенцы из Рязани, словно пригнутые к земле, изъясняются заученными мантрами. Елизавета Бондарь передает атмосферу неволи через безупречно выстроенные пластическую и звуковую партитуры, в их жестких рамках исполнители существуют на диво раскованно, что парадоксальным образом подчеркивает несвободу героев.

Надо сказать, актерской слаженностью порадовали многие спектакли. Так, спецприза Министерства культуры Свердловской области “За лучший актерский ансамбль” удостоилась постановка петербуржца Дмитрия Егорова “Жизель Ботаническая” (Русский театр города Стерлитамак) по одноименному рассказу выдающегося театрального художника Эдуарда Кочергина о ленинградских послевоенных проститутках, взявших шефство над дочерью своей погибшей товарки и всем “цехом” вырастивших из нее балерину. Прекрасный актерский ансамбль – и в пронзительном, напряженном, как оголенный нерв, “Войцеке” Г.Бюхнера, спектакле Коми-Пермяцкого театра имени Максима Горького в постановке Юлии Беляевой.

Отличных актерских работ вообще оказалось немало. Приз за “лучшую мужскую роль” был вручен Руслану Бузину – исполнителю главной роли в спектакле “Дракон” Е.Шварца новокуйбышевского Театра-студии “Грань”. Уступивший пальму первенства “Озору”, спектакль, тем не менее, стал одним из самых ярких событий фестиваля. Его постановщик Денис Бокурадзе – перфекционист. У него есть свой стиль, свой почерк, его работы всегда узнаваемы. “Дракон” выверен до миллиграмма. Хороши здесь все исполнители – и Арсений Плаксин (он же композитор спектакля) – Ланцелот, и Каюм Мухтаров – Шарлемань, и Юлия Бокурадзе – Эльза, и Бургомистр – Денис Евневич, и Генрих – Арсений Шакиров, и Кот Машенька – Кирилл Стерликов. Этот разговор о “драконовской” сущности всякой диктатуры, духовном рабстве, трусости и всем том, что есть в сказке-памфлете Шварца, здесь ведется в изысканно-строгой манере.

Приз за “лучшую женскую роль” получила молодая актриса Софья Демидова за образ Лизы в спектакле театра города Березники “Герб города Эн” Светланы Баженовой. Еще один приз Театра Наций “Надежда” достался юной Марии Макаровой за роль Анны в спектакле “Каренин” Василия Сигарева Театра драмы имени В.Ф.Комиссаржевской Уссурийского округа.

XIX фестиваль очевидно стал триумфом молодых. “Лучшим актерским дуэтом” (спецприз СТД Свердловской области) были названы Инга Матис и Максим Цыганков, сыгравшие Наталью Петровну и Беляева в спектакле Каменск-Уральского театра (Драма № 3) “ЭМЖЕ. Обратная перспектива”, вольной сценической композиции Петра Шерешевского по мотивам тургеневского “Месяца в деревне”. Айрат Мифтахов – исполнитель двух ролей в “Бегущем за ветром” получил приз Ассоциации театральных критиков.

Получивший приз Петербургского театрального журнала спектакль Прокопьевского театра имени Ленинского комсомола “Город Эн” (по повести почти забытого сегодня писателя загадочной судьбы Леонида Добычина) образно и тонко передает уникальность этого удивительного текста, воссоздающего атмосферу жизни провинциального городка на западном краю Российской империи в предреволюционные годы.

Сцена из спектакля “Герб города Эн”. Фото предоставлено Театром Наций
Сцена из спектакля “Герб города Эн”. Фото предоставлено Театром Наций

А режиссер спектакля с созвучным названием “Герб города Эн” Павел Зобнин погружает зрителя в документально достоверную вязко-тягучую атмосферу провинции современной. Столь же пристально, с юмором и оттенком грусти всматривается в жизнь удмуртской деревни Андрей Корионов в спектакле Сарапульского театра “Колбаса/Фрагменты” Валерия Шергина.

Шестнадцать спектаклей фестиваля из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии и республики Саха (Якутия); Пермского, Красноярского, Хабаровского и Приморского краев; Свердловской, Кемеровской, Самарской и Волгоградской областей России – как стеклышки в калейдоскопе, сложились в пеструю картину сегодняшнего мира – тревожного и зыбкого, постоянно меняющего очертания.

Качеством и широтой охвата не уступала и образовательная программа, включавшая помимо ежедневных актерских треннингов и мастер-классов, семинары, лекции и встречи с ведущими специалистами самых разных театральных профессий. Достаточно назвать имена хореографа Татьяны Багановой, петербургского режиссера и педагога Анатолия Праудина, актера, режиссера и драматурга Николая Коляды (в этом году возглавлявшего жюри), художника по костюмам Виктории Севрюковой, продюсера Эльшана Мамедова, сценариста, режиссера и продюсера Алексея Федорченко, чтобы составить представление о профессиональном уровне лекторов и педагогов. Не забудем и о специальной кинопрограмме и лекциях ведущих художников-технологов, технических режиссеров, видеохудожников и художников по свету. Погружение в мир театра и современных сценических технологий было полным.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
№ 12 за 2022 год.