Духи повсюду

Сцена из спектакля “Зойкина квартира”. Фото И.ЕФИМЕНКО
Сцена из спектакля “Зойкина квартира”. Фото И.ЕФИМЕНКО

В Пскове завершился шестидневный “Потапов-фест”. Единственный в своем роде смотр спектаклей и кинофильмов известного якутского режиссера Сергея Потапова и его друзей. В программу фестиваля, прошедшего в Псковском академическом театре драмы имени А.С.Пушкина, вошли также концерты и лекции, посвященные самобытной культуре северных народов.

Якутский Тарантино

Сергей Потапов один из самых ярких (а, возможно, и самый яркий) представителей якутского искусства, всеми признанный родоначальник якутского кино, феномен и значимость которого сегодня не обсудил только ленивый. Потапов не признает трендов, дерзко и парадоксально смешивает мифологию, традиции, авангард и постмодерн. При этом не “заныривает” в китч и бессмысленную эклектику. Его стиль – “здоровый мистицизм”, заставляющий зрителя доверять не только жизни, но и смерти.

Режиссер ставит по всему миру, его фильмы – непременные участники международных кинофестивалей, а спектакли идут на театральных сценах Якутии, Татарстана, в Туве, Бурятии, Башкортостане, Хакасии, на Алтае, в Петербурге, Екатеринбурге, во Франции, Эстонии и т.д. Дипломная (!) постановка Потапова “Макбет” по Ионеско удостоилась спецприза “Золотой Маски”, с очень точной формулировкой “за яркий артистизм, сочетание национальных традиций с поэтикой европейского авангарда”. Зрители окрестили Потапова “якутским Тарантино”.

Кинопритчи с танцами

Открылся фестиваль фильмом Сергея Потапова “Дыши”. Якутское роуд-муви и бытовая комедия. Смелый монтаж, внятный сюжет и финал, который у любого другого режиссера прозвучал бы искусственно и нарочито (герой сам принял роды у жены, ребенок чудом выжил) у Потапова убедителен и полон метафизическими смыслами: есть что-то бОльшее, чем мы сами. Духи повсюду. И они помогут, если мы про них помним. Еще три фильма Потапова, представленные на фестивале, – документально-игровая притча “Бог Дьёсёгёй”, арт-хаусная мелодрама “Подснежники” и ироничная лента “Дойду”. Странные, трагические, очевидно иносказательные, они также сняты в некоей “шаманской” эстетике. Потапов запечатлевает ужасы этого мира (нелепые смерти, болезнь детей, одиночество стариков) с жестокой настойчивостью, при этом оставаясь ироничным режиссером-метафизиком, дающим понять: во всем есть смысл.

Концерт всемирно известной якутской певицы и актрисы Валентины Романовой-Чыскыырай (она получила на “Кинотавре-2020” приз за лучшую женскую роль, фильм “Пугало”) назывался “Женщина – Sakha”, отсылая слушателей к якутскому героическому эпосу “Олонхо”. Причудливый синтез джаза, рок-музыки, древних якутских песнопений, имитации пения птиц и звуков природы действовал завораживающе, совсем как ритуальный песенный обряд.

Ансамбль танца народов Севера “Гулун” привез в Псков театрализованное представление “Моя любимая Родина. Пробуждение”: псковичи увидели якутские, ительменские, юкагирские, чукотские танцы. Хореография шаманских обрядов не просто впечатлила, она практически погрузила публику в транс, заставив поразиться тому, как мало мы знаем собственную страну.

Мы все умрем

Главным же событием фестиваля стала премьера спектакля Сергея Потапова – “Зойкина квартира” по пьесе Михаила Булгакова. Ее показали на сцене Псковского театра драмы дважды. В первом показе в роли Зои Пельц мощно выступила актриса Санкт-Петербургского театра имени В.Ф.Комиссаржевской Кристина Кузьмина, во втором – не менее ярко – актриса Псковской драмы Наталья Петрова. Художник спектакля – эстонец Эрвин Ыунапуу, за костюмы отвечал главный художник Псковского театра драмы Александр Стройло, художник по свету – Стас Свистунович.

Брутальная буффонада про ад, в котором мы живем, получилась неоднозначным, в чем-то провокативным, но сильным авторским высказыванием. Это взрывная смесь жанров – от трагедии до эротического кабаре. Неожиданна трактовка финала – булгаковских героев расстреливает выдуманный персонаж. Сергей Потапов сам озвучил свою мысль: “Я почти всех своих героев в спектаклях стараюсь убить. Мы все умрем, и все интуитивно стремимся к смерти”. Булгаковская мистика здесь не просто педалируется, она умножена на смыслы якутской мифологии, главными героями которой являются потусторонние силы, духи. И возможность общения с ними. Все персонажи потаповского спектакля как будто рвутся вон не только из квартиры и из Москвы, но на тот свет. В неведомый никому рай. В нем не будет летающего снежинками кокаина, шестов-пилонов, отчаявшихся проституток, некрасивых тел, тошнотворных запахов и жутких криков. Спектакль нервный, отчаянный, разнузданный. Но какую он вызывает жалость к героям, в которых так и чудится современная телевизионная повестка. Бесправные рабы, ничего не соображающие от вседозволенности власть имущие, нелюбимые никем женщины, злые ядовитые мужчины и уродство сегодняшних отношений. Любых. Профессиональных, соседских, дружеских, личных. И в финале всего этой аттракциона – для всех одинаковая, всех примиряющая – Смерть.

Еще один спектакль Сергея Потапова – “Хуума” Театра коренных малочисленных народов Севера “Гулун” – тоже заканчивается Смертью, дарующей освобождение. Лежащая в основе пластической постановки современная пьеса (ее автор – современный якутский драматург Семен Ермолаев) основана на мифологии эвенов: хуума – мистический табун оленей, причастный высшим мирам. Спектакль скорее пластический, чем драматический, в нем множество эффектных народных танцев и современных вариаций на тему эвенского танца сээдье.

Игра в куклы

Отдельно стоит сказать о спектаклях знаменитой альметьевской труппы. В спектакле “Та, которую не ждали” Потапов снова создает на театральной сцене фантазийный загадочный мир, но на этот раз Смерть у него не подразумевается. Она – главная героиня спектакля. Странница в запоминающемся исполнении Мадины Гайнуллиной приходит в гости в дом, в котором много лет никто не веселится. На сцене не только актеры, но и тряпичные куклы. Этот прием выглядит убедительно – история, похожая на народную сказку, вдруг превращается в современный триллер про смерть, которую не стоит бояться.

Бонусом в программу фестиваля был включен культовый спектакль Альметьевского театра “Магазин” – по пьесе Олжаса Жанайдарова в режиссуре Эдуарда Шахова. Премьера состоялась в 2016 году, но постановка по-прежнему остра и актуальна. История о казахских иммигрантках в Москве, чья жизнь проходит в рабстве, оглушающе страшна и жестока. И, увы, она не выдумка, в основе спектакля – реальная криминальная хроника.

Неподдельный интерес вызвала онлайн-лекция театроведа, профессора ГИТИСа Анны Степановой, речь шла о становлении якутского театра. Он, как и кино, не абстрактное явление, а вполне устоявшийся феномен современной российской культуры.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 24 за 2021 год.