Восемнадцатый по счету Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей и Национальная премия “Арлекин” отпраздновали совершеннолетие в напряженном рабочем графике. По количеству спектаклей фестиваль оказался вдвое больше, чем обычно: 19 конкурсных, 4 внеконкурсных и обширная спецпрограмма. Ключевое ее мероприятие – вечер памяти режиссера Ильи Эпельбаума, размышление о более чем тридцатилетнем опыте работы художественного руководителя московского театра “Тень”. В конкурсной программе едва ли не половину списка номинантов сезона 2019-2020 годов составили постановки с возрастной маркировкой “12+”. Все постановки, даже для малышей, подходили и для семейного просмотра, так что взрослым было не скучно.
Сложной подростковой аудитории уделили особое внимание, темы для разговора искали в новой драматургии и прозе с неизбитыми сюжетами, близкими по духу современным детям героями. С 2018 года фестиваль сотрудничает с конкурсом драматургии “Маленькая ремарка”, и лучшие пьесы шорт-листа ежегодно бывают представлены в виде читок-эскизов с последующим обсуждением. В этом году лаборатория растянулась на целых три дня. На сцене Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра “Зазеркалье”, основной площадке фестиваля, были представлены следующие пьесы: “Про умные линзы, Леху с Аленой и кинжал из дамасской стали” (12+) Юлии Бочаровой в постановке Александра Баркара, “Егор, ты где?” (6+) Ольги Потаповой режиссера Анастасии Быцань и “Рыба и шоколад” (12+) Полины Бородиной, работа Владимира Кузнецова. Надеемся, все три удачных эскиза по свежей драматургии обретут свою сцену и вырастут в настоящие спектакли.
Ожидаемо востребованным оказался в этом году жанр антиутопии: реальность за окном наталкивает на размышления об авторитарном обществе, где людей стригут под одну гребенку, держат строем и насильно навязывают общие ценности. Традиционные для подросткового театра темы первой любви и детско-родительских отношений тоже были помещены в актуальный контекст с его порой жестокими реалиями. И даже знакомые с детства сказки в программе фестиваля заиграли новыми красками.
Тем не менее, победителем конкурса стал спектакль, далекий от кипящей злободневности. Его темы ближе к вечности, чем к новостной повестке, его настроение – романтически-созерцательное, его герои – “дети природы”, одновременно наивные и мудрые, знакомые всем с детства герои сказок Сергея Козлова. Лауреатом Национальной премии театрального искусства для детей в сфере театра для детей был признан и получил миллион рублей на будущую постановку спектакль “Лирические истории из жизни Ежика и Медвежонка” (6+) Канского драматического театра, режиссер Артем Галушин. Он же удостоился и приза зрительских симпатий.
Сразу пять номинаций, в том числе лучшая работа режиссера, художников и специальная премия жюри “Эксперимент”, достались вышедшей в мае премьере Театральной лаборатории Яны Туминой – кукольному спектаклю “Джинжик” (12+), который был поставлен с участием денежной премии фестиваля 2019 года. По общему признанию жюри и гостей, постановка Туминой в обрамлении сценографии Киры Камалидиновой, Кирилла Маловичко и Маши Небесной стала одним из самых ярких событий нынешнего “Арлекина”.
“Джинжик” – квинтэссенция театрального волшебства. В темном кабинете сцены один за другим сменяются планы и места действия: из ниоткуда возникают постапокалиптические пейзажи, мы то ныряем с героем под мутную воду, то оказываемся в мире его воспоминаний, то обнаруживаем себя в тесной комнате его грустного настоящего. Как будто кто-то меняет слайды старенького диафильма, но только сделано это при помощи лазерного шоу, света, дыма, театра кукол, предмета и умелых рук артистов.
Помимо эффектной 3D-магии, спектакль примечателен драматургией и трогает самые тонкие струны человеческой души. Он рассказывает историю про старика, практически запертого в четырех стенах во времена экологической катастрофы. Его замкнутый мирок внезапно озаряет смыслом привязанность к маленькому существу – спасенному пингвиненку. “Джинжик” – так зовут пушистого питомца – едва ли не единственное слово, звучащее из уст главного героя. Этот немногословный спектакль о страшном мире, где только любовь способна придать смысл существованию, и только она, в конечном счете, может изменить этот мир к лучшему.
Спектакль “Сказки Хикмета” Сойжин Жамбаловой из Казанского ТЮЗа имени Г.Кариева удостоился специальной премии Дирекции “Арлекина” – “За само-бытность и художественную целостность спектакля”. Критики отметили небывалый уровень режиссерской изобретательности и актерского профессионализма. На фестивале артистам довелось играть в неожиданно сложных условиях: подвело оборудование для перевода с татарского языка. Актеров поставили в затруднительную ситуацию параллельного звучания текста, но они справились с предложенными обстоятельствами безукоризненно.
Если “Сказки Хикмета” по способу актерского существования и сценографией чем-то напоминают дуэт Юрия Бутусова и Александра Шишкина, то “Мой папа – Питер Пэн” Нади Кубайлат (в основу легла пьеса Керен Климовски, названная жюри лучшей работой драматурга) порой выглядит так, как если бы детским театром внезапно решил заняться режиссер Константин Богомолов в паре с художником Ларисой Ломакиной. Лаконичная сценография ядовито-желтого цвета в обрамлении люминесцентных ламп, отстраненная манера игры. Актеры-роботы, движущиеся по четко заданным геометрическим траекториям, специально продуманные “глитчи”, якобы ошибки, где как будто заедает видеозапись воспоминаний главного героя, персонажи повторяют те же фразы и совершают те же механические движения… И среди этого роботизированного мира совершенных в своей бездушности взрослых существует обостренно чувствующий и искренний Мальчик в превосходном исполнении Алины Доценко. Актрису жюри “Арлекина” также наградило за лучшую женскую роль.
Моим личным фаворитом фестиваля 2021 года стал петербургский спектакль “Крот, который мечтал увидеть солнце” Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной. На “Арлекине” он был отмечен призом за лучшую работу композитора (Алексей Чуканов) и получил специальную премию жюри “За актуальность высказывания и художественную изобретательность”. Кукольная антиутопия по мотивам ироничной и одновременно философской сказки Александра Блинова повествует про кротов, живущих в тоталитарном обществе всеобщего трудоголизма и страха перед солнечным светом. По законам жанра, главный герой – бунтовщик, который ставит под сомнение насаждаемую идеологию и осмеливается мечтать, несмотря на смертельный риск. Постановка Театральной корпорации “Кот Вильям” получилась вдохновляющей и трогательной, вместе с тем в ней уместилась пародия и на религиозное сознание, и на слепой консерватизм, и на бесконечную гонку карьеристов. Спектакль объединяет сразу несколько техник театра кукол, а актерское трио Ильи Лисицына, Арсения Блинова и Михаила Абрамова все 50 минут держит внимание и маленьких, и больших зрителей.
Однако одну из самых значимых номинаций, за лучший актерский ансамбль, присудили другому очаровательному камерному спектаклю – “Цацики и его семья” режиссера Юлии Каландаришвили из Санкт-Петербургского театра “Суббота”. Лично для меня имя молодого режиссера стало одним из открытий фестиваля. Все три постановки Каландаришвили – помимо “Цацики…” это еще “Дневник кота-убийцы” Севастопольского ТЮЗа и внеконкурсный “челлендж для семейного просмотра” “Настоящее неопределенное время” Вологодского театра для детей и молодежи – на “Арлекине” получили львиную порцию зрительского смеха и аплодисментов, а в моем блокноте были помечены звездочкой.
К сожалению, показ конкурсного спектакля “Буря Волшебства” режиссера Алены Змитер по мотивам шекспировской “Бури” был отменен из-за проявившихся у артистов симптомов COVID 19. Еще пять конкурсных спектаклей так и не доехали до Петербурга по причине бюджетных ограничений – постановки Лаборатории молодых композиторов и драматургов “КоОПЕРАция” и спектакль “Серебряное копытце” Театра музыки, драмы и комедии из Новоуральска жюри было вынуждено смотреть на московских площадках либо в записи. Что, впрочем, не помешало “Серебряному копытцу” получить свою порцию наград.
Несмотря на все трудности, Национальная премия и фестиваль “Арлекин” за годы своего существования стала настоящим внутренним мотором российского театра для детей. Значимость ее трудно переоценить. Театральным практикам она предоставляет пространство живого диалога, указывает вектор развития и проблемные зоны. Благодаря призовому фонду конкурса появляются новые спектакли, которые воспитывают неравнодушного и думающего зрителя. Следующий, XIX фестиваль должен состояться, как и раньше, в третьей декаде апреля 2022 года. Если, конечно, силы небесные не внесут в эти планы свои коррективы.
Александра СОЛДАТОВА
«Экран и сцена»
№ 13 за 2021 год.