
Любите ли вы цирк? Наверняка, любите! Его нельзя не любить. Он уносит ввысь, под самый купол. Он дает силу. Он завораживает, поражает, восхищает, пленяет, вызывает смех и слезы. Порой пугает, но страх быстро исчезает, и возвращается трепетное волнение.
Если кто видел, то вряд ли забудет “лицедеев” Вячеслава Полунина, его же “Караван”, раскинувшийся когда-то в цветущем майском парке с прудом около Театра Советской армии, домики на колесах, шапито и самого Полунина, разъезжавшего в туркменском халате на велосипеде по аллеям парка – одной рукой рулил, в другой держал на весу пластиковую тарелку с бутербродами.
Вспомним “клоунские” рисунки Федерико Феллини, девочку-циркачку с грустными глазами – Джельсомину…
“Быть клоуном, – писал Феллини, – значит иметь возможность заставлять людей плакать и смеяться, значит быть воплощением маски, понятной всем, и еще – обладать чувством ритма, вытекающим из врожденной психологической утонченности, делающей его игру доходчивой и для ребенка, и для интеллигента, и для самой разношерстной публики.
В общем, актер, услышав, что в его таланте есть нечто клоунское, должен считать себя польщенным”.
Книга Рены Яловецкой, киноведа (!!!), писателя, художника под названием “Дуралеи” – удивительная книга. Она утоляет жажду, согревает в холодные дни, спасает от непогоды, поднимает настроение.
Книга эта для детей и взрослых, которые еще не забыли, что когда-то были детьми.

Юрий НОРШТЕЙН
КНИГА ОСОБЕННАЯ – О СЧАСТЬЕ
Книга – память о далеком-далеком детстве, которое из нашего времени можно разглядеть только через слово-телескоп. Но этот инструмент нельзя взять в руки и навести туда – в прошедшее, но вечно живущее с тобой детство.
У автора книги есть рассказы о прошлой драматической и радостной жизни нескольких еврейских семейств, сосланных в Сибирь из Польши. Разница температур, учитывая сибирские холода и жар мест Земли обетованной, такова, что можно либо заморозить иудейскую пустыню или растопить снега Сибири. Тут важно, в какую сторону от нуля смотреть на термометр. В Сибири минус 50, в Палестине плюс 50.
Проза тех книг Рены – смесь горечи и сладости, в них философия бытия.
Без горечи человек – золотушный, без доли сладости – жесток. Но книга, которая у вас в руках, особенная. Она – о счастье. О дожде, который пойдет по мановению волшебной палочки, она о клоунах и музыкантах, о безмятежности детства. Когда ты уверен, что защищен от мирских бед.
Эта книга одушевляет все вокруг, потому что в воображении каждого из нас живет тот самый, нарисованный на холсте очаг с кипящей похлебкой, за которым скрывается театр Папы Карло.
Дети, отодвиньте занавес, отомкните Золотым Ключиком дверцу, и вы окажетесь на арене, где звучит музыка карнавала, скрипка пикколо; хохоча бегают по арене клоуны; собачки показывают фокусы; под куполом идут отважные канатоходцы, порхают акробаты в цветных костюмах.
Какой-нибудь современный прагматичный умник скажет: “На ваши детские фантазии ничего не купишь”. А мы ответим: “Неправда. Детская фантазия – это притаившаяся поэзия, и она начало подлинного богатства на всю будущую жизнь”.
Советую внимательно посмотреть легкие, гармоничные по цвету, искренние, как детский рисунок, авторские иллюстрации к этой книге. Рена Яловецкая впервые взяла краски – и вот результат. Попробуйте и вы, дорогие читатели, дети и взрослые, нарисовать свою книгу и, конечно, постарайтесь побывать в цирке.

ПРИЗНАНИЕ ОТ АВТОРА
– Шапито! На площади – балаган! – распахивала я дверь с радостной вестью. Значит, снова увижу любимцев: клоунов, жонглеров, акробатов, дрессированных зверей.
Страсть к Цирку владела мной с раннего детства. Я мечтала ходить по канату под куполом и потешать публику, как мимы-лицедеи. Мне хотелось пробраться в оркестр и ударить в литавры, и “пригубить” флейту. Я завидовала наездницам и укротительницам – и готова была войти в клетку с разъяренными львами. Я даже согласилась бы стать “распиленной женщиной” в аттракционе иллюзиониста.
Дома я дрессировала кошек и собак, которые явно меня не понимали, жонглировала чашками, соорудив из маминого шарфа чалму, после чего на кухонном полу оставались осколки. Шла и на опасные эксперименты: прыгала с дедушкиным зонтом со второго этажа. Однажды я даже задумала прекратить расти, чтобы участвовать в представлении лилипутов.
Став взрослой, я по-прежнему любила цирк – праздничный остров свободы и счастья в жесткой обыденности жизни. И однажды, взяв карандаш и акварельные краски, начала рисовать детских любимцев. Гости из прошлого являлись во сне и требовали, чтобы их увековечили:
– Я мим! Вспомни меня!
– Я клоунесса!
– А я эквилибрист!
– Дрессировщица коз!
– Силач Бамбулла!
С тех пор нарисованные клоуны и прочие цирковые персонажи стали жить собственной, странной, иллюзорной жизнью. Они диктовали мне имена и позы, навязывали модели костюма и аксессуары.
– Жабо, трико! Не забудь! Жилет и перчатки! Курцфрак и пачку в блестках!
Они выбирали спутников-друзей и антураж. Кто-то хватал зонтик, кто-то шляпу. Кто-то – мольберт, удочку. Ракетку или мобильный телефон. Нарисованные руки тянулись к скрипкам и флейтам, к арфе и контрабасу.
– Мне – кларнет. А мне – саксофон. Передайте пикколо, – шептали беззвучно нарисованными ртами.
На свои бесшабашные головы безумцы примеряли цилиндры, береты, фески, колпаки и невообразимые шляпы, становясь опасно похожими на известных писателей, актеров и художников.
– Помни про кураж! Мы дети манежа, – наставляли они меня.
Ожившие куролесили: кувыркались, пританцовывали, выкрикивали несуразности и устраивали кутерьму. Расхрабрившись, брали на поводки тигров и львов. Менее отважные – кошек и собак. Некоторые, особо отвязанные умудрялись в одну упряжку впрячь волка, зайца и гуся.
Нарисованные цирковые звери тоже себе распозволялись. Камышовые коты, фокстерьеры, моржи и белые медведи заговорили человеческими голосами, предпочитая изъясняться стихами. Они скооперировались и устраивали кастинги и аттракционы, а стены цирка оклеили афишами и дурацкими объявлениями вроде тех, что прикнопили в центре города:
“Дрессирую коз и стрекоз!”
Собравшись вместе, рисованные дуралеи вовлекли в свой круг окрестных жителей, и обычные живые люди стали разделять их веселое сумасшествие и кричать: “Бис! Браво! Вау!”
Однажды поутру, явившись без спроса, безумная компания потребовала, чтобы я про нее сочинила стихи.
– И для каждого тронную речь! – приподнял цилиндр один из парламентеров.
– Чтобы достойно представляться на презентациях, пресс-конференциях и публичных выступлениях, – закивали головами остальные.
– Прочь, – возмутилась я. – Вы – фантомы! Вы лишь плоды вымысла и воображения!
Но под напором рисованных я почему-то сдалась.
Потом соединила стихи и рисунки. И получилась книжка “Дуралеи” – про цирк.

ЦИРК! ЦИРК! ЦИРК!
Сюрпризы дуралеев
Сладкоежкам надоели
Чупа-чупсы, карамели,
Мармелады и желе,
Козинаки и суфле?
Не нужны вам магазины –
Ни “Ашан”, ни “Билл”, ни “Хофф”?
Мы пришлем в больших корзинах
Книжки, полные стихов.
Про жонглеров и факиров,
“Зажигающих” партер,
Про воздушных акробатов,
Громогласных трубачей,
Укротителей усатых
И прикольных трюкачей.
Вам, Наташки, Лешки, Тишки,
Наш сюрприз уже готов –
Для девчонок и мальчишек,
И… читающих котов.
ПАРАД-АЛЛЕ
Трубачи, жонглеры,
Клоун на метле.
Цирковое шествие:
Парад-алле!
Тигры на батуте.
Фокстерьер – в седле.
Цирковое шествие:
Парад-алле!
Радость – в каждом жесте,
Праздник на Земле.
Цирковое шествие:
Парад-алле!
ПРО ГЛЮКА
Шоковый случай: клоун Глюк
На манеже свалился в люк.
Гадали артисты и звери вокруг,
Кто же оставил открытым люк.
Удав прошептал: “Это дело Гадюки.
Ей не по нраву Глюковы трюки
Она проползла и открыла люк”.
– Какая же злюка! – воскликнул Глюк.
КЛОУН АНТИК
Претят мне умо-заключения.
Как знак оков и несвобод.
Приятней умо-развлечения:
Тогда в душе – небесный свод.
КЛОУНЕССА ПО ИМЕНИ ФЛЕШКА
Я не плюшка, не плошка, не клюшка.
Не какая-то финтифлюшка.
Я не фляжка, не кошка, не мышка,
И не брошка, и не мормышка.
Я не мелкая сошка, не пешка.
Я ФЛЕШКА!
Тонкая штучка,
Компьютеру – внучка.
МИМ И МОМ
Я клоун Мим, Вы – доктор Мом.
Давайте строить общий дом.
Мы с Вами коллеги! – заметил врачу:
Вы лечите кашель, я души лечу.
СЭР ВЕЛАТ И СЭР РОКФОР
Сэр Велат и сэр Рокфор
Затевали часто спор.
Но погибли в переделке
На… закусочной тарелке.
ЗВЕРИНЫЙ ТРЕНЕР
Мой метод прост –
Ни крика, ни угроз,
Ни плетки, ни хлыста,
Ни палки, ни кнута!
А только “пряники”:
Волку – свеколку,
Льву – фрикадельки,
Тигру – сардельки,
Халву – бегемоту,
Зебре – компоту.
(Из исповеди дрессировщика,
впоследствии съеденного… зайцами)
В ЦИРКЕ ВСЕ НАОБОРОТ
В цирке все наоборот:
Кроткий тигр и злобный крот,
Зайцы в полоску и зебры в горошек,
Белый медведь в окружении кошек,
Гуси в упряжке и тыква в клетке,
Редиска с морковкой растут на ветке –
Сумасшедший огород.
В цирке все наоборот!
СКРИПКА-ПИККОЛО
Нежности пик
Радости миг,
Горести всхлип.
Божественный тип
Скрипичного клана,
Перл – в короне.
Счастье – в ладони,
Небесная манна,
Избранница Никколо –
Малютка “пикколо”.
КАРНАВАЛ – МАСКАРАД
Всё загадка: Кто мы? Где мы?
Из каких пришли миров?
Кто под маской – ангел, демон,
Арлекино или Пьеро?
Лик Дуэньи и Маркизы,
Трели флейты и псалмы…
И готовят нам сюрпризы
Дамы света, принцы тьмы.
Не постичь вам тайн интриги.
Манят нас то рай, то ад.
И обманы – счастья миги,
И коварен маскарад.
Рена ЯЛОВЕЦКАЯ
«Экран и сцена»
№ 13 за 2021 год.