Свободный лайфстайл

Фото Е.ЦВЕТКОВОЙ
Фото Е.ЦВЕТКОВОЙ

“Машалава” – укороченное название пьесы “Пол это лава, а Маша шалава” Марии Конторович (ученицы Николая Коляды, автора “Мама, мне оторвало руку” и других текстов про молодых и очень обаятельных людей). Тридцатистраничная пьеса смонтирована из кратковременных встреч главной героини (Машу играет Елизавета Кононова, острая, легкая и естественная во всех своих проявлениях) с бойфрендами и подружками. В ходе этих встреч случаются микроизмены, перебежки от парня к парню, веселые походы с “винчиком” на кладбище и другие приключения 19-летней (в ряде сцен – 23-летней) Маши из Екатеринбурга. Когда Коля (Антон Гращенков) называет свою подружку “шалавой”, она не обижается – свободный лайфстайл подразумевает отсутствие привязанности к кому-то конкретному и легкость признания в измене. Иначе говоря, Маша любит всех и не собирается отказывать себе в этом.

Пьесу про любовь как естественную среду обитания двадцатилетних играют студенты актерского курса Евгения Писарева в Школе-студии МХАТ (режиссер Владимир Киммельман), ровесники героев Конторович. В их коллективной работе, сделанной как череда этюдов по переставленным местами эпизодам пьесы, чувствуется родство настроений – между студентами московского театрального вуза и екатеринбургской девушкой-драматургом, описавшей свой город и своих ровесников через любовь, расставания и меланхоличный вайб.

Что производит впечатление в этом спектакле, поставленном, как и сотни других, по новой русской пьесе, полной одновременно специфической романтики и трезвости взгляда? Перетасовав, как им хочется, эпизоды пьесы, писаревские студенты придумали каждому из них свое, лично добытое и укорененное в их собственной психофизике, решение. Танцуя под тексты Конторович, изображая секс в угловатых и метаироничных движениях, бегая на месте в поисках собаки по кличке Чебурек, они не иллюстрируют историю, а находят ей оригинальный, не имитирующий что-то виденное и слышанное сценический аналог. И получается, что, не будучи точными по отношению к структуре пьесы, они точны в выборе лексики и тона. Впрочем, слова остаются теми, что в оригинале.

Отстаивая порядок слов, созданный драматургом, я вовсе не шучу – у Маши Конторович есть свой способ говорить от лица героев, и он крайне важен. Оторва Маша, ее подружки Лена и Ивона, ее бойфренды Вася и Рома описываются именно через речь – в ее лихом, не претендующем на полноту высказывания, но очень откровенном модусе. Пропуски в диалогах появляются потому, что и в реальности двое, оказавшись в тупике отношений, предпочитают иной раз о чем-то промолчать. Или наоборот – высказать непоправимо много. Маша Конторович чутка к волнообразности человеческих взаимоотношений, а от себя добавляет странного, бликующего веселья, которое то и дело грозит обернуться отчаянием. Поэтому ее пьеса одновременно реальна и носит печать индивидуального голоса автора.

А присвоившие ее шестеро молодых актеров (кроме перечисленных – Григорий Верник, Данила Казаков, Валерия Елкина и Дарья Балабанова, играющая Ивону в очередь с Анастасией Казаковой) смогли быть подлинными и сохранить индивидуальность. Одетая в спортивную куртку Маша Елизаветы Кононовой, с четко очерченной линией рыжего каре, конечно, задает здесь тон. Ее ломкий голос, угловатая грация, умение по-модному танцевать на сцене, а не изображать, что танцуешь, капризные интонации инфантила, вечно попадающего в истории и никогда при этом не унывающего, – все говорит о присутствии в спектакле особенной в своем психофизическом настроении актрисы, способной поймать и передать неуловимый шарм сегодняшней двадцатилетней. Свобода быть собой – как и у Конторович в тексте, нескладно умной, эгоистичной и честной девушки из 2020-х, любящей свой город, – прямо-таки замечательное качество актрисы, как, впрочем, и ее сотоварищей по “Машалаве”, чувствующих непобедимое право молодости на самопрезентацию и убеждающих в нем зал. С осени “Машалава” переберется в Театр имени А.С.Пушкина, где составит отличную компанию спектаклю Семена Серзина “Сучилища” по пьесе Андрея Иванова, тоже в некотором роде манифесту самовлюбленной молодости, правда, совсем иного разлива.

Кристина МАТВИЕНКО

«Экран и сцена»
№ 10 за 2021 год.