Объединяющее пространство

• Сцена из спектакля “Урод”. Фото Е.ЛАПИНОЙС 6 по 13 июня в Кишиневе впервые прошел Молодежный театральный Форум, собравший молодых деятелей театра стран СНГ, Балтии и Грузии: режиссеров, художников, драматургов, театральных критиков. Проводился он усилиями Международной конфедерации театральных союзов под эгидой и при поддержке Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Кишиневской фестивальной неделе предшествовали целых три года подготовки. Экспертный совет, в который входили режиссеры и театроведы, отсмотрел более шестидесяти постановок в разных странах. Результатом его выбора стал приезд в столицу Молдовы десяти спектаклей, одиннадцатый – кишиневский. Открывая фестиваль, президент МКТС и Генеральный директор Международного театрального Фестиваля имени А.П.Чехова Валерий Иванович Шадрин говорил о необычности этого дня и этого Форума, выражал благодарность гостеприимной Молдове и напоминал всем собравшимся, что будущее театрального содружества стран СНГ, Балтии и Грузии – в руках молодых.
Судить молодежный фестиваль пригласили вполне взрос-лое и маститое Жюри – Адольф Шапиро (председатель), Игорь Ясулович, Алексей Бартошевич, Елена Дьякова и Владимир Панков. Призовые места распределились так:
I премия – Екатерина Аверкова (Беларусь), режиссер спектакля “Офис” И.Лаузунд (Национальный академический театр имени Янки Купалы, Минск);
II премия – Карлис Круминьш (Латвия), режиссер спектакля “Пилигрим”, поставленного по сценарию финской группы “Братья Хоукка” (Театр на улице Гертруды, Рига);
III премия – Нарине Григорян (Армения), режиссер спектакля “Полет над городом” А.Аслибекян (Ереванский государственный театр кукол им. Ов. Туманяна).
Наградами Форума стали гранты размером в шесть, четыре и две тысячи евро на постановку новых спектаклей, а также статуэтки – “золотой”, “серебряный” и “бронзовый” зонтики (общий зонтик на полдюжины человек – символ нынешнего феста).
Также Жюри Форума особо отметило актерские работы Владимира Снегурченко (Харьков, Украина) в моноспектакле “Июль” И.Вырыпаева и Константина Харета (Кишинев, Молдова) – исполнителя заглавной роли в спектакле “Ричард III” У.Шекспира. Приз с формулировкой “За тревогу о современном театре” молодые критики-участники Форума присудили постановке “Телефонная книга” режиссера Видаса Барейкиса (театральное движение No Theatre, Вильнюс, Литва).
 
Фестиваль оказался насыщенным и разнообразным. В его рамках прошла выставка работ молодых сценографов (в помещении Театрального союза Молдовы) и презентация каталога, названного “Сценографический коллаж”. Также организаторы выпустили к началу Форума впечатляющий по объему сборник пьес молодых драматургов. Ежедневно, в первой половине дня, проходило одно или несколько мероприятий – мастер-класс молодых сценографов под руководством Юрия Харикова, workshop молодых режиссеров, направляемых Виктором Рыжаковым, и круг-лые столы молодых критиков (ведущие – Алла Шендерова и автор этих строк).
Надо сказать, что пространство Форума и вправду оказалось объединяющим, совсем, как задумывалось, – всем явно было интересно всё: на занятиях Харикова можно было увидеть отнюдь не только сценографов, а у Рыжакова не только режиссеров. В круглых столах с воодушевлением принимали участие и драматурги, и режиссеры, и актеры. Участники феста старались поспеть всюду.
Во второй половине дня игрались спектакли, как правило, два за вечер. Открывал Форум спектакль из Грузии “Урод” Мариуса фон Майенбурга (Театр Королевского квартала) в постановке 23-летнего Давида Тавадзе, самого молодого из участвовавших в смотре режиссеров. Возникло ощущение, что эта постановка, возможно, в силу того, что она была показана первой, оказалась недооценена. Язвительная и безжалостная сатира немецкого драматурга на современное общество, в котором можно заказать себе новое лицо и тем самым изменить биографию, а потом стремительно обезличиться и потерять позиции по причине того, что с понравившегося лица сделают слишком много слепков-дубликатов, поставлена режиссером в манере жесткой, самобытной и внятной. Черно-белые декорации (длинный стол, вытянутые стулья и два стула-трона – каждый укреп-лен на высокой стремянке), ироничные условные костюмы, черно-белые с вкраплениями красного, красная обувь. Глумливо и торжественно одновременно. Как и в самой пьесе, актеры вынуждены играть по несколько ролей в подчеркнуто резком, гротесковом стиле (особенно хороши главный герой в исполнении Сосо Хведелидзе и персонажи актрис Анны Церетели и Иа Чилаиа), не позволяя себе ни одного лишнего движения или жеста. Давид Тавадзе признается, что выбор пьесы принадлежал не ему и на протяжении репетиций он так часто сталкивался с сопротивлением материала, что неоднократно пытался отказаться от работы. Тем значительнее его режиссерская победа. Выразительно и точно прочерченная форма не задавливает и не погребает под собой содержание.
Лидером фестиваля Жюри сочло спектакль из Минска – “Офис” по черной комедии Ингрид Лаузунд “Бесхребетность” (он будет показан в Москве в мае будущего года в программе XI Чеховского фестиваля). Это серия карикатурных зарисовок из офисной жизни, не связанных единым сюжетом. Пятеро героев, один за другим, стягиваются поутру к автомату с кофе и тщательно репетируют свое грядущее появление перед начальником, скрывающимся где-то в глубинах офиса, за железной дверью. Выясняется, впрочем, что можно сколько угодно распрямлять плечи и кивать с достоинством перед зеркалом, но вызов руководства (мигает лампочка – только-то и всего) неминуемо заставляет ссутулиться и подобострастно сложиться чуть ли не пополам – на свет божий вылезает та самая бесхребетность из названия пьесы. Общая атмосфера всех сцен – лихорадочная взвинченность. Лейтмотивы – страх, склоки, столкновение самолюбий. Внешний рисунок – броуновское движение. Все это разворачивается среди завалов канцелярских папок, под бойкий стук компьютерной клавиатуры, существующей в полном отрыве от компьютера, которого попросту нет. Еще из звуков – шипенье кофе-машины и шум воды спускаемого унитаза. Офисные служащие потеют, бледнеют, дают друг другу пощечины и катаются по полу в жарких схватках. Абсурд состоит в том, что продолжение такой жизни требует непрерывной борьбы за право быть не уволенным, за право вот так, скрючившись, представать каждое утро перед начальством. Ненависть всех ко всем настолько переполняет тесное, набитое бумагами пространство, что формула Сартра “ад – это другие” начинает работать и применительно к офису, недаром из самого пекла, от руководства, выходят с ножом в спине. Ощущение изматывающего бреда офисного канона, вымороченности, бессмысленности и губительности такого существования режиссеру Екатерине Аверковой и исполнителям удается передать вполне, но не оставляет мысль, что этот изощренно схематичный спектакль существует где-то на самом стыке с коммерческим театром.
О втором спектакле-лауреате “Пилигрим” из Риги “Экран и сцена” уже писала, рассказывая о прошлогоднем рижском “Шоукейсе” (см. № 10, 2011). Непредсказуемым образом просветленное и всеприемлющее богоискательство героя постановки Карлиса Круминьша (работу отличает удивительная соразмерность и редкая гармония всех ее составляющих), оборачивающееся чем-то фанатично-безумным в финале, во многом смыкается с вырыпаевским “Июлем” Владимира Снегурченко, где болезненное богоискательство и отчаянное богоборчество переплелись почти неразрывно. Из двух ипостасей Снегурченко – а автор спектакля выступает и как режиссер, и как исполнитель – значительно большее впечатление производит актерская, недаром именно ее и отметило Жюри. Кстати, стоило бы назвать, наряду со Снегурченко и запоминающимся Константином Харетом в трагифарсовой роли Ричарда III (в спектакле Вячеслава Чеботаря), еще одну актерскую работу – замечательную актрису Турганбубу Бообекову, достоверную, пронзительную, то сдержанную, то яростную, в моноспектакле Шамиля Дыйканбаева “Моя дорогая” по пьесе Николая Коляды “Шерочка с Машерочкой” (Бишкек, Кыргызстан).
Поэтичный и нежный спектакль Нарине Григорян, ставшей третьим лауреатом Форума, – “Полет над городом” из Еревана показывался в Москве в прошлом сезоне в рамках программы “Маска Плюс” (см. “ЭС”, № 7, 2011).
Одним из самых неожиданных произведений на фестивале оказалась “Телефонная книга” Видаса Барейкиса, создавшего и возглавившего в Вильнюсе театральное движение No Theatre, ядро которого составляют 8 недавних выпускников Литовской академии музыки и театра (курс Гинтараса Варнаса). Одной из движущих сил своего “фантазийного” театра, решительно уходящего от драматургической и вообще литературной основы, они называют “фанатизм” в хорошем смысле этого слова. Судя по всему, “Телефонная книга” – что-то вроде манифеста литовского театрального движения. Совершенно очевидно, что молодые актеры говорят со сцены именно о том, о чем назойливо размышляют в повседневной жизни, – о значении и назначении театра. Чуть конкретнее – о своем месте в нем, об осмысленности или бесполезности собственной профессии, о взаимоотношениях со зрителем, о том, может ли актер не играть, о “странном вирусе игры”, сродни болезни, о текстомании и текстозависимости, о штампах и цитатном мышлении. Спектакль, чье название заключает в себе некий вызов и отсылает к известному изречению о том, что настоящий режиссер может поставить даже телефонную книгу, напоминает мозаику с целой грудой лишних, про запас надробленных камушков, которые заведомо не впишутся ни в одну картину. Острой постановке, претендующей на высказывание от имени театрального поколения, отчетливо не хватает внятности и чувства меры. Притом что вызывают восхищение отдельные ее образы, и в первую очередь, сценографический (полный воздуха павильон ограничен лишь редкими покачивающимися планками, порой гнущимися, как паучьи лапки) – театральная сцена предстает огромной паучихой, а почти следом – загадочной женщиной, которую нельзя увидеть, но и “нельзя оставлять одну”, невозможно бросить. Здесь намешано множество жанров и пародий на современный театр – достается не только, скажем, рутинной “тюзятине”, но и режиссерам с мировыми именами (Эймунтасу Някрошюсу, Римасу Туминасу, Ромео Кастеллуччи). Здесь задействован интерактив – звонят по произвольному номеру мобильного телефона и задают один и тот же больной вопрос, нужен ли театр и почему. Кажется, это действо может длиться в режиме non-stop много часов и дней. Видимо, в жизни участников движения No Theatre так и происходит.
Жалко, что никак не оказались поощрены Жюри Форума спектак-ли из России – поучительная без нравоучительности, сценически остроумная и изобретательная сказка “Бесстрашный барин” Марфы Горвиц-Назаровой (РАМТ) и “Экспонаты” Марата Гацалова (Прокопьевский драматический театр), ранящие мгновениями предельной достоверности. Впрочем, каждый из них уже удостоен “Золотой Маски” и об их неоспоримых достоинствах театральный мир наслышан.
Постсоветское театральное поколение посмотрело друг другу в лицо. Собранные вместе спектакли из Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, России и Украины предъявили многоликую картину молодой режиссуры. Большинство из них оказались произведениями в одном акте, энергичными и динамичными. Создатели лишь одной из показанных на Форуме работ ставят перед собой откровенно увеселительные задачи. Прочие же молодые постановщики размышляют всерьез и о важном, говорят с публикой уважительно; каждый по-своему – терпеливо, а порой и агрессивно – ищут собственный режиссерский язык.
Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена» № 14 за 2012 год.