Издательство “АРТ (Артист. Режиссер. Театр)” появилось в 1990 году. Вернее, в том году оно стало самостоятельным, переформатировавшись из редакционно-издательского отдела (РИО) Союза театральных деятелей, – как только такого рода самостоятельность стала возможной, то есть сразу же после принятия перестроечного Закона о печати. Советский Союз еще существовал, но закон был уже постсоветским, явно рассчитанным на жизнь “после”. На ту жизнь, в которой книга перестанет быть делом могучих, тяжеловесных и зарегулированных издательств. Как раз из такого “тяжеловеса”, из издательства “Искусство”, в РИО СТД и перешел работать создатель “АРТа” Сергей Никулин – а позже и его коллега, редактор Ламара Пичхадзе.
То, что возникало в 1990-е, либо быстро исчезало, либо быстро разрасталось. Разрастанием, то есть способностью ларька превратиться в торговый концерн, а комнаты с двумя швейными машинками – в гигантский текстильный бренд, мерялся успех. Издательство “АРТ” за 30 лет не сделало ни того, ни другого: оно не исчезло и не стало увеличиваться. Небольшое число людей выпускает из года в год небольшое количество новых книг, совсем не массовыми тиражами. И это вполне можно считать чудом, потому что не расти в наших производственных и экономических обстоятельствах подобно смерти.
Очень хочется назвать программу “АРТа” бескомпромиссной, подвижнической, идеалистической. Конечно, это было бы правильно. Но людей, которые работают в двухкомнатном закутке с таб-личкой “Театральные книги” на двери (магазин и издательство – это одно), рядом со входом в читальный зал Центральной научной библиотеки СТД, как-то не очень ловко называть подвижниками. Для подвижников они слишком нормальные и со слишком хорошим чувством юмора, излишний пафос, в том числе, и по отношению к ним самим, вызывает у них иронию.
На самом деле, “артовцы” все эти 30 лет оставались не столько подвижниками, сколько прагматиками. Настоящими прагматиками. То есть людьми, которые делают только то, в чем отлично разбираются – и в необходимости, важности чего они уверены. Правда, для того чтобы быть таким вот прагматиком, действительно, нужна изрядная доля подвижничества и идеализма.
Перечень вышедшего в “АРТе” за эти 30 лет в сравнении с продуктивностью издательств-гигантов выглядит скромно – около шести десятков названий. Но у этого перечня есть одно важное свойство – в нем нет “умерших” или устаревших изданий. Ни про одну книгу из архива “АРТа” вам сегодня не придет в голову спросить – а зачем, собственно, это издали? (В принципе, такое писать не полагается, потому что с прошлого года в этом списке есть и моя книжка, но я пока еще могу надеяться на то, что и в этом случае издателей и редактора не подвела интуиция.)
Центральное место в издательской программе “АРТа” принадлежит живому театру, его, если можно так сказать, прямой речи, речи от первого лица. Тщательно собранные и откомментированные архивные материалы, книги великих режиссеров, воспоминания, дневники, хроники – от “Пустого пространства” Питера Брука до стенограмм репетиций Всеволода Мейерхольда, от воспоминаний Матильды Кшесинской до монументального многотомного издания дневников Владимира Теляковского – все это меняло наши представления о театральной истории и театральной практике, меняло, в конце концов, и живой театральный процесс, не меньше, чем выдающиеся спектак-ли. И то, что эти книги естественно входили и входят в сегодняшнюю театральную жизнь, становятся неотъемлемой ее частью – тот самый успех иного свойства, не меряющийся суммарными тиражами, долями рынка, но при этом очень реальный.
За 30 лет условия жизни стали жестче – оставаться дееспособным маленьким сообществом профессионалов в книжном деле сегодня сложнее, чем в 1990-е. Особенно тогда, когда пандемия отменяет не только юбилейные празднества, но и вообще любую деятельность. Дверь издательского закутка на Страстном бульваре вот уже который месяц закрыта. Дорогие “артовцы”: мы все ждем, когда она откроется снова – на следующие 30 лет, как минимум.
С юбилеем вас!
Ольга ФЕДЯНИНА
«Экран и сцена»
№ 1 за 2021 год.