Театр дырочку найдет

Онлайн-беседа с режиссером Сьюзен Кеннеди
Онлайн-беседа с режиссером Сьюзен Кеннеди

“Точка доступа” была придумана как Международный летний фестиваль искусств с акцентом на сайт-специфический театр: пять лет подряд постановки для участия в “Точке доступа” создавались и игрались в самых неожиданных пространствах Петербурга, от парков до храмовых подвалов. 2020 год стал временем вызова не только для традиционных форм и локаций, но и для site-specific: местом театра в условиях пандемии оказались удаленные коммуникации, главным образом – интернет.

Три главных части фестиваля отражали три грани онлайн-возможностей в этой сфере: лабораторно-опытная – Спонтанная программа, длившаяся месяц, теоретическая – Образовательная программа и собственно событийная – Основная программа.

Спонтанная программа стала первой реакцией на запертый, замкнутый мир. Эта часть фестиваля, в ее неожиданном разнообразии, показала, что, как говаривал драматург Евгений Казачков, “театр дырочку найдет”. Жанровая пестрота и многообразие форм здесь проверяли на прочность само понятие “театральное искусство”.

Когда спектакли вынужденно ушли в онлайн-пространство, то стерлись (если они и были) границы между театром и видеоартом, кино, радиотеатром, телеспектаклем; вернее, границы эти стали проницаемы, а понятия и соотношения значительно усложнились. Как точно отметил куратор Спонтанной и Основной программ фестиваля Алексей Платунов, здесь постепенно отменялась “иерархия экспертизы, потому что необходимо искать новые инструменты и критерии оценки”. Поиск происходит до сих пор, и основания для экспертизы могут быть разными; вопрос только в том, есть ли вообще конечная точка отсчета в оценке такого текучего явления, как спонтанный онлайн-театр. Где провести разделительную черту между профессиональным и любительским, где зона искусства, а где уже пространство социальной и образовательной работы, и как можно их распознать? Часть проектов Спонтанной программы, “обкатавшись”, перекочевала в Основную.

Сцена из онлайн-спектакля “Быть Ариэль Ф. Прямой эфир”
Сцена из онлайн-спектакля “Быть Ариэль Ф. Прямой эфир”

В частности, в рамках Спонтанной программы я прошла спектакль “Алло”, проект Бориса Павловича и Союза театральных деятелей РФ (тут не подходят глаголы “прослушала” или “посмотрела”). Этот проект – спектакль по телефону (по Whatsapp, но это не принципиально) – для меня в высшей степени отвечал понятию театра: есть персонажи, есть история, есть вовлечение и симпатичный сюжетный твист. Создавалась новая реальность, в которую я могла верить или не верить, но в которой я в той или иной мере участвовала. Несмотря на прописанный сценарий, в “Алло” довольно много места оставлено для импровизации, вплоть до того, что зрителю позволено вступать с артистом в разговор – так не задумано, но это допустимо.

Сцена из онлайн-спектакля “Черновик”
Сцена из онлайн-спектакля “Черновик”

Характерная черта многих постановок как Спонтанной, так и Основной программ – глубокое вовлечение зрителя, работа один на один. Многие проекты активно входят в твою жизнь: в каких-то требовалось сфотографировать или показать онлайн свою квартиру, в других – беседовать или переписываться по душам с незнакомцем. При этом можно театрализовать свою жизнь и образ, а можно существовать в пространстве почти психотерапевтической откровенности. Однако постоянным фактором оставалась цифровая реальность, осмыслялись отношения с ней.

Например, в “уязвимом перформансе” “Cloudme” Марии Пацюк и Николая Мулакова участники наблюдают, как один из зрителей на протяжении 45 минут копается в компьютере перформера: он может заходить в переписку, отправлять сообщения, просматривать любые файлы, удалять их. В зум-конференции видны лица обоих: это и есть перформативная составляющая присутствия здесь и сейчас. Опыт очень поучителен в контексте необходимости защиты личных данных.

“Быть Ариэль Ф. Прямой эфир” Симона Сенна заставляет размышлять о том, как проявляет себя и меняется гендерная идентичность в цифровом мире. Перфомер Симон, примерив на себя виртуальную копию женского тела, сживается с ней и затем знакомится с обладательницей этого реального тела. Опыт любопытный, в большей мере задающий вопросы, чем отвечающий на них; после показов происходили обсуждения увиденного зрителями и участниками проекта в зуме.

Часть спектаклей проходила в ставшей уже традиционной для онлайн-театра среде зума: таковы, например, “Брак” Семена Александровского (подробнее – “ЭС”, № 12, 2020) и “Бред” Артема Материнского. Однако если “Брак” стал разыгранной в зуме пьесой времен самоизоляции (специально написанной Асей Волошиной), то “Бред” включает не только фикшн-часть, но и документальные съемки, объединенные единой темой спектакля.

Длительность и уровень требуемой активности спектаклей Основной программы весьма различны. Были проекты короткие, тогда как, к примеру, “Все письма – это письма о любви” Элины Куликовой – это электронная переписка, рассчитанная на месяц. Задачей “спектакля в письмах” стало свободное существование зрителя в переписке с незнакомым человеком, растворение в безусловном, ничем не скованном общении.

Интересен также проходивший один на один проект “Игрушки Люшера” – своего рода психологический тренинг, в котором артист прорабатывал со зрителем практики, связанные с осмыслением тревог и страхов, с темой смерти, погружая в итоге в своеобразную медитацию. Почти настоящая психотерапия; интересный отрывок аудиотеатра; занимательно наблюдать за собой после всего этого, особенно если ты не понимаешь, когда закончится спектакль…

Я прошла почти всю Основную программу, но самым сложным для восприятия оказался “Черновик” Владислава Наставшева, выполненный в странном жанре самопародии. Если не знать о пародийно-детективной истории, может показаться, что это просто плохо поставлено и плохо сыграно. “Черновик”, идущий в зуме, – проект без интерактива; зрители, правда, могут участвовать в обсуждении спектакля в чате, что они и делали весьма активно.

Многие спектакли, не предполагая прямого взаимодействия со зрителем, тем не менее, позволяли выбрать собственный маршрут движения по цифровому миру постановки. Таковы, например, “Спектакль в коробочке” и “Bat’s watch” Михаила Патласова, где сам выбор направления выстраивал новые варианты реальности.

“Спектакль в коробочке” от театральной лаборатории “Вокруг да Около” – один из самых объемных, по тексту и проработанности придуманного мира, проектов Основной программы. По сути, это аудиоспектакль со свободной последовательностью глав, однако в нем используется и видеоарт. Важно, что этот проект – результат аудиоисследования Венеции, ее сопоставления с Петербургом, Северной Венецией: два города на воде и две эпохи, 1920-е годы и современность. На материале многоголосых интервью, размышлений и “Дневника Кости Рябцева” Николая Огнева, с помощью точно выверенной аудиопартитуры создается многомерное пространство мифа о городе. И этот миф в итоге для каждого зрителя/слушателя свой.

Довольно просто и изящно сделан “Not to scale” Энта Хэмптона и Тима Этчелса: спектакль, в котором, повинуясь голосу ведущей, вы с вашим партнером выстраиваете маленький мир с помощью бумаги, карандаша и ластика. Это интересный опыт “объемного” сетевого спектакля, где, во-первых, нужны двое слушателей/художников, во-вторых, их действия различаются и дополняют друг друга. Слушатель тут принимает на себя роль демиурга: строит миры и разрушает их, причем иногда эти истории довольно драматичны, но вас ждет радостный музыкальный финал.

Три последних спектакля: “Спектакль в коробочке”, “Bat’s watch” и “Not to scale” – доступны на сайте фестиваля бесплатно до 30 сентября, и, вероятно, их стоит не пропустить.

Образовательная программа “Точки доступа” включала в себя лекции, онлайн-беседы с ведущими мировыми специалистами, практиками и теоретиками театра: Мило Рау, Сьюзен Кеннеди, Тассосом Стивенсом, Клер Бишоп и многими другими. Резонансным событием стала почти четырехчасовая дискуссия “Критика критики”, обнаружившая важные противоречия и назревшие проблемы в области взаимоотношений людей, пишущих/говорящих о театре и смежных проектах, между собой и с авторами этих проектов.

Вера СЕРДЕЧНАЯ

«Экран и сцена«
№ 16 за 2020 год.