Перед любым классическим текстом, да и неклассическим тоже, театр открывает широкие возможности разных трактовок. Так, шекспировский принц Гамлет может быть воплощением мировой скорби, а может предстать и борцом за светлое будущее Дании. В постановке Арсения Фогелева в Краснодарском театре драмы «Евгений Онегин» оказывается отнюдь не историей о неслучившихся романах, не элегией о судьбе юного поэта…
Фестивали
Театр на черных досках
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
В июне на фестивале «Александровская крепость. Троицкая ветка», что проходит в Усть-Лабинске (Краснодарский край), состоялась лаборатория документального театра. Фестиваль проводится фондом Олега Дерипаски «Вольное дело»; а Олег Лоевский собрал на лаборатории в южном городке яркий состав серьезных режиссеров и драматургов. Тема для лаборатории была выбрана острая и непопулярная: расказачивание. Так называют политику раннего СССР по…
После премьеры
Андрей Болконский возвращается с войны
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
Александр Плотников поставил в краснодарском Молодежном театре спектакль “Афазия”. По фрагментам “Войны и мира” – так значится в программке. Это рассказ о семье Болконских в Лысых Горах. А вернее, о том, как мы читаем классику и вообще книги. Автофикшн режиссера, выступающего здесь и драматургом, работает как метод интерпретации романа. Произведение искусства оживает лишь тогда, когда…
Фестивали
В поисках инсценировки
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
Важной частью многообразного XIV Международного Рождественского фестиваля искусств стал Новосибирский шоукейс, где театры города показали два десятка премьер для самой разной аудитории, от малышей до взрослых. Ролан Боннин инсценировал в областном театре кукол повесть Даниэля Пеннака “Собака Пес”, историю о правильном воспитании хозяев. На сцене – французский ресторанчик, на его столиках и разворачивается действие. Артисты,…
После премьеры
Скок-поскок – да не смог
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
Русский язык и фольклор, со всем богатством древних корней и первобытной архаикой сюжетов, не так часто исследуются с мрачно-хтонической стороны. А ведь она многое может поведать нам о нас самих. Лингвисты Сепир и Уорф давно сказали, что в каждом языке выражается уникальная картина мира. Или наоборот: язык ее формирует. На темной, непроявленной стороне языка построена…
Театр в сети
Театр дырочку найдет
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
“Точка доступа” была придумана как Международный летний фестиваль искусств с акцентом на сайт-специфический театр: пять лет подряд постановки для участия в “Точке доступа” создавались и игрались в самых неожиданных пространствах Петербурга, от парков до храмовых подвалов. 2020 год стал временем вызова не только для традиционных форм и локаций, но и для site-specific: местом театра в…
Театр в сети
Гости из будущего
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
Киберспектакль Семена Александровского “Брак” по пьесе Аси Волошиной, премьера которого состоялась на Летнем фестивале искусств “Точка доступа”, проходящем в режиме онлайн, выполнен в вынужденно актуальной форме зум-спектакля. Но это не запись, как бывает с онлайн-спектаклями, а настоящий живой процесс, конференция в режиме “здесь и сейчас”, где зрители осознают себя свидетелями происходящего (хоть чат и отключен).…
Театр в сети
Союз разрушимый
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
Знаменитый философ Маршалл Маклюэн сказал как-то: «Medium is the message». На русский это переводится примерно так: способ передачи сообщения определяет его содержание. Zoom-пьеса Дмитрия Данилова «Выбрать троих» – приношение странному времени, когда большинство профессиональных, учебных да и личных контактов перенесено в интернет. Пьеса задает важнейший вопрос: а зачем нам другие виды общения, в наши-то времена?…
После премьеры
Корпоратив с отеческими гробами
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
Новый спектакль Дмитрия Крымова, “Борис” по мотивам пушкинского “Бориса Годунова”, разворачивается в нетеатральном пространстве – в провиантских складах Музея Москвы (продюсер Леонид Роберман, Агентство “Арт-Партнер XXI”). Это огромный необжитый бетонный зал. Ироническое сопоставление далекого музейного прошлого и современности начинается еще до начала спектакля. Здесь устроено что-то вроде выставки, где музейные артефакты перемешаны с созданиями бутафоров.…
После премьеры
Марин, который жил на крыше
by Вера СЕРДЕЧНАЯ •
Ростов все чаще упоминается в связи с театральными событиями и людьми театра. Совсем недавно “Золотую Маску” получил спектакль о творческой тусовке Ростова – “Волшебная страна” Всеволода Лисовского и Театра “18+”. Из Ростова родом не только Кирилл Серебренников, но и Анатолий Васильев, у которого учился и работал два десятилетия режиссер Александр Огарев, выпустивший в Ростовском молодежном…