Театральный цикл РАМТа “Повести Белкина”, стартовавший спектаклем Михаила Станкевича “Станционный смотритель”, продолжила “Метель” Александра Хухлина.
Художница Мария Митрофанова надвое поделила длинное узкое пространство Маленькой сцены, поставив стол – ряд деревянных ящиков, накрытых белым сукном. Эта линия – снежная дорожка, зимний путь темной, страшной и загадочной ночью. Мягкая, пастельная цветовая гамма, деревянные стулья, пухлый блестящий самовар, кудахтанье кур, мяуканье кошки, запах горячей яишенки создают уют в доме богатого провинциального помещика. Быт этой семьи скромен, но озарен взаимопониманием и нежным вниманием друг к другу.
Растрепанная служанка Зюзя (Марианна Ильина) радушно угощает зрителей ароматным теплым чаем с чабрецом. Доброму барину такой малости для гостей не жалко!
Вскоре появляется и сам барин – Гаврила Гаврилович, и его супружница – Прасковья Петровна. Он (Алексей Мишаков) – невысокий, полненький, со смешными кудрявыми бакенбардами, в халате-одеяле и ночном колпаке. Она (Людмила Цибульникова) – худая, высокая, с забавными завитушками челки, в длинной серой юбке и отороченной мехом жилетке. Их дочка Маша – юное существо в белом, вышитом гладью платье и черных ботиночках, с зачитанной французской книжкой, прижатой к груди. Сыгравшая уже не одну лирическую героиню Полина Виторган смотрит на мир широко распахнутыми глазами. Ее героине одинаково интересны любовные приключения вымышленных мушкетеров и количество яиц, снесенных курочкой Пеструшкой.
Герой ее сердца бедный прапорщик Владимир (Данила Богачев) сошел со страниц романов: в напудренном парике, с выбеленным лицом и черной мушкой, в костюме, смутно стилизованном под европейский наряд XVIII века. Флиртуя с Мари, он произносит слова с французским прононсом, но стоит ему испугаться шума за дверью (родители?!), переходит на чистый русский. Владимир пишет любовные записки на тонких, невесомых бумажках, легким дуновением отправляя их к возлюбленной. Вся эта игра – беспечное кокетство – подкреплена искренней и горячей влюбленностью, мечтой о Приключении. Виторган и Богачев играют не экзальтированных прожектеров, но молодых людей, готовых взять судьбу в свои руки.
То, что после неудавшегося венчания Владимир уходит на войну с Наполеоном, символично. Он бьется не только с французскими солдатами, он протыкает штыком свои фантазии и надежды.
Взрослеет и героиня. Маша хранит память о возлюбленном только на полках и в сундуках (письма, перо, платочек), потому что сердце ее уже открыто новому чувству, и появление в доме героя Отечественной войны Бурмина как нельзя вовремя. На первый взгляд, полковник Бурмин (Иван Воротняк) – суровый, молчаливый, неповоротливый. Но его черствая монолитность обманчива: в уверенном взгляде вдруг проступает мягкость, а неловкие движения выдают робкую растерянность влюбленного. Признавшись во взаимных чувствах, герои теряют всю свою серьезность, дурачатся, как дети, брызгаясь водой из маленького пруда, шутливо притягивая и отталкивая друг друга.
О случайном венчании в темной церкви посреди России, в нутре зимы Бурмин рассказывает с неожиданным юмором и одновременно с гнетущей горечью. Исповедь делает его беззащитным – вместо бесстрашного солдата появляется растерянный, несчастный и еще очень молодой человек.
Иронизируя над восторженностью и легкомыслием, Пушкин сам поддается очарованию романтических историй и создает сюжет, где неожиданное стечение обстоятельств приводит к счастливому финалу. Но спектакль Александра Хухлина не только о том, что браки заключаются на небесах – он, прежде всего, о взрослении. “Метель” – это эмоциональная буря, пережить которую придется каждому. Вопрос лишь в том, переждешь ли ты ее в домашнем тепле или сразишься с ней, преодолевая страх и распутицу?
Зоя БОРОЗДИНОВА
«Экран и сцена»
№ 23 за 2019 год.