В начале сезона Театральная олимпиада представила премьеру спектакля немецкой группы Rimini Protokoll – “Утополис Петербург“. Северная столица стала вторым городом мира после Манчестера, обретшим новый променад от Штефана Кэги, Даниэля Ветцеля и Хельгард Хауг.
Создания театральных практиков-исследователей из Rimini Protokoll часто обитают на стыке с социологическими опросами, достаточно вспомнить проект “100% City”, воплощенный в Воронеже благодаря Платоновскому фестивалю искусств. Ориентированы подобные сочинения по преимуществу на среднестатистического зрителя, того, кого непременно следует просвещать, скажем, прямо по ходу вышагивания “Утополиса” – о Томасе Море и его “Утопии” (“Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия”, изданная полтысячелетия назад).
“Утополис”, сводящий в финале 240 горожан, начинается разом в 48 местах города: парках, театрах, отелях, офисах, кофейнях, барах. На каждой локации собираются группы в пять человек – письмо с адресом места встречи приходит каждому накануне. Они получают инструкции и поводыря в лице колонки-громкоговорителя, просящей о доверии и обе-щающей, что “город зазвучит как несколько разных миров”. Для человека, знакомого с проектом “Remote X” (в России существуют “Remote Петербург“ и “Remote Moscow”), все довольно предсказуемо: следовать указаниям, передвигаться по городу с группой впервые встреченных людей, по мере сил и желания приоткрываться им навстречу, задавая вопросы и отвечая на поставленные, существовать иначе, чем привычно в городской среде, совершать странные действия и слегка шокировать прохожих. “Утополис” добавляет к уже проверенным приемам отправку смс со своими версиями счастья, разумного общества, грядущей утопии и т.п. Попутно предусмотрены заходы в “места обучения, веры, политики, мудрости”, размышления об актуальном, вроде протестных акций и отношения к ним. Такая вот социология прогулочным шагом с элементами квеста, закидывающего блуждающих по центру Питера то в Российскую национальную библиотеку, а то и в катакомбы Петрикирхе.
Собравшиеся с удовольствием рассаживаются в читальном зале Публички, зажигают зеленые лампы, прикладываются ухом к столам, пишут по пять слов, определяющих, как им кажется, их сегодняшнее бытие (дальше происходит обмен, и вот уже у меня остается листок в клеточку, свидетельствующий о чьем-то удовлетворении жизнью – на нем стоит: суетливая, быстрая, яркая, счастливая, насыщенная). В полном соответствии с инструкциями голосов из колонок участники старательно выполняют все, как велят: торопятся прибыть в назначенное время к следующей локации, зачитывают фрагменты псалмов в лютеранской церкви, захлопывают молитвенники и сидят с закрытыми глазами, заполняют пати-басы (автобусы для вечеринок) на Итальянской улице и послушно беседуют о политике.
По итогам трехчасового общения с согражданами в постепенно разрастающейся по ходу прогулки группе можно вывести вполне ожидаемое: мы не слишком хорошо формулируем сходу, у нас порой диаметрально противоположные взгляды на вопросы жизни, смерти или религии (кто-то предпочел бы, чтобы в Петрикирхе по сей день оставался бы бассейн, как в советскую эпоху), к тому же порой предпочитаем острить, нежели отвечать всерьез. Все мы, однако, прагматики и романтики, интроверты и экстраверты, молодые и солидные, хотим справедливости, счастья, мягкого климата, хорошей экологии и разнообразия повседневности. Прочее – лишь вариации.
В финале, уже в густых сумерках, множество групп с разноцветными колонками (каждая вещает собственным голосом и имеет отчетливо выраженный характер) сходятся в Михайловском сквере на площади Искусств. Здесь устроители “Утополиса” раздают распечатки смс, присланных участниками в течение прогулки. Некоторые ответы на заданные вопросы выглядят, кстати, абсолютно утопическими, как, например, доставшийся мне: “Мы стали бы счастливее, если бы были просвещеннее”.
Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена»
№ 18 за 2019 год.