Для меня сезон начался в сентябре с фестиваля “Петрушка Великий” в Екатеринбурге, а завершился в июне в Красноярске на фестивале “Сибирь. Terra Magica”. Уральский смотр прошел уже в девятый раз, вновь порадовал и высоким профессиональным уровнем, и атмосферой кукольного братства. А вот Красноярский театр кукол (в минувшем сезоне его главным режиссером стал Евгений Ибрагимов) свой фестиваль собрал впервые. Его цель – объединять в середине Евразии театр кукол Востока и Запада. Она реализовалась уже с первой попытки: в Красноярске встретились кукольники Японии и Франции, Улан-Удэ и Рязани, Иркутска и Санкт-Петербурга.
Между уральским и сибирским фестивалями была “Золотая Маска” с ее номинацией “Лучший спектакль театра кукол”. И уместно вспомнить, что у екатеринбургского, красноярского и московского фестивалей оказалась одна и та же главная героиня – режиссер Яна Тумина. Вот уж кто воистину объединяет российские Восток и Запад: в афише “Золотой Маски”-2019 сошлись ее петербургские спектакли “Комната Герды” и “Деревня канатоходцев” и “Руслан и Людмила” бурятского театра кукол “Ульгэр” (впервые в истории “ЗМ” сразу три работы одного режиссера представ-лялись в одной номинации). “Комната Герды” получила Гран-при “Петрушки Великого” (вместе с “Дон Кихотом” художника и режиссера Виктора Плотникова в Екатеринбургском театре кукол), а спектакль “Руслан и Людмила” стал триумфатором фестиваля “Сибирь. Terra Magica”. Разумеется, все эти триумфы с Яной Туминой разделяет сценограф ее спектаклей Кира Камалидинова.
Женщины-режиссеры (мой лексикон пока еще не принимает актуальный феминитив “режиссерка”) вообще были очень активны в минувшем сезоне. Две из них меня особенно восхищали. Анна Бабанова – главный режиссер Заполярного драматического театра имени В.В.Маяковского – выпустила иммерсивный спектакль-путешествие “Гиперборея. Плато Путорана”. Это финальная часть ее (совместно с драматургом Владимиром Зуевым) театральной трилогии о Норильске, городе, где в свое время Анна Бабанова оказалась почти случайно, но в его настоящее и прошлое погрузилась глубоко. Первая часть трилогии “Жди меня… и я вернусь” рассказывала о страшном Норильлаге, в котором, однако, родился Заполярный театр. Потом были выпущены “Норильские анекдоты” – зарисовки нравов и характеров современного города. И вот теперь “Плато Путорана” – погружение в недра заполярной земли (благодаря специальным шлемам с VR-очками зрители оказываются в подземелье никелевых шахт), путешествие по заповедной земле Путорана, встречи с носителями тайного знания этой земли – нганасанами. Мне представляется, что именно за норильские годы Анна Бабанова (а в Заполярном театре ею поставлены и “Гамлет”, и “Дракон”, и “Лес”) выросла в режиссера и личность серьезного масштаба.
Как и Людмила Исмайлова за годы работы главным режиссером Русской драмы башкирского Стерлитамака. Я видел две ее премьеры, выпущенные в минувшем сезоне: фонвизинский “Недоросль” и “За белым кроликом” – первая постановка пьесы молодого драматурга Марии Огневой. Обе работы ведут глубокий диалог о вечной и сегодняшней России, внятны по форме и смыслу, замечательны по актерскому ансамб-лю. А в конце сезона Людмила Исмайлова вместе с худруком Центра драматургии и режиссуры Республики Башкортостан Зиннуром Сулеймановым собрала в Стерлитамаке на редкость содержательную театральную лабораторию, где эскизы четырех начинающих режиссеров (имена студентов Евгения Каменьковича – Сергей Окунев, Тимур Галеев, Микита Ильинчик, Энхбат Ендошаров – стоит запомнить) соседствовали с премьерами стерлитамакских театров, лекциями критиков и театральных менеджеров и бесконечными разговорами, которые всем хотелось длить.
Именно во время этой лаборатории выпало открыть новый для себя театр – Башкирскую драму Стерлитамака. Ее “Таганок” по Мустаю Кариму в постановке молодого режиссера Антона Федорова (уроженца Стерлитамака, живущего в Москве) – настоящие башкирские “Братья и сестры”, впечатляющая театральная фреска.
И еще в минувшем сезоне я впервые побывал в маленьком городе Тара Омской области и увидел на собственной сцене театр, носящий имя великого русского актера, родившегося здесь, – Северный драматический театр имени М.А.Ульянова. Был рад убедиться, что впечатления, полученные ранее во время разных фестивальных встреч, не обманули: это настоящий театр-дом, крепко связанный и со своей землей, и с традицией русской сцены. Для того чтобы это почувствовать, не обязательно смотреть Островского или Чехова: я, например, был на премьера “Царя Эдипа” в постановке главного режиссера театра Константина Рехтина. Иокасту играла гречанка Теодора Янници, давно связанная творческой дружбой и сотрудничеством с театром маленького города в глубине Сибири.
Из фестивалей, возникших в этом сезоне, кроме “Сибири. Terra Magica”, хотелось бы назвать “Theatrum 2019” (организаторы – Институт театра “Золотой Маски” и Благотворительный фонд Владимира Потанина). Прекрасная идея – собрать театральные проекты, рожденные в музеях (“…нынешние музейные практики близки поискам экспериментального театра, выходящего за пределы традиционных пространств и существующего по иным коммуникативным правилам” – цитата из текста Кристины Матвиенко). Мне приятно, что “Theatrum 2019” открыл челябинский спектакль, к созданию которого я имею отношение. Это спектакль-путешествие режиссера Олега Хапова “Я на границе тебя, ты на границе меня”, созданный специально для фестиваля современного искусства “Дебаркадер” Государственного исторического музея Южного Урала.
В назывном порядке скажу о нескольких премьерах сезона, достойных общероссийского интереса: “Вий” Дмитрия Зимина в Свердловской академической драме, “Мы, герои” Олега Рыбкина и “Август. Графство Осейдж” Марата Гацалова в Красноярской драме, “Человек из Подольска” Олега Иванова в Челябинском молодежном театре, “Клоп” Александра Борока в Новоуральском театре кукол, “Аналогия” по одноактовкам Славомира Мрожека в постановке Михаила Яремчука в Челябинском театре кукол (в этом спектакле Александр Борок виртуозно работает как актер), “Йуд Орол” (“Ночной караул”) Алексея Ямаева в Марийском театре кукол.
Поводов для радости в минувшем сезоне было немало. Но и для огорчения и недоумения, увы, не меньше. Ситуация с творчески и административно обезглавленными театрами Ярославля и Серова, бесконечное “театральное дело”, катастрофа с государственным финансированием (точнее, его отсутствием) ведущих российских изданий о театре, в том числе “Экрана и сцены”. Впрочем, раз вы читаете эти строки, “ЭС” еще выходит. А я, как всегда, надеюсь на лучшее, но со все меньшим энтузиазмом.
Владимир СПЕШКОВ
«Экран и сцена»
№ 17 за 2019 год.