Маленький человек, которого я незадолго до того встретил в лифте театра, застыл ‒ в смокинге, цилиндре и черно-белом гриме не то трагического клоуна, не то кого-то еще ‒ один на пустой красной сцене. Он испуганно смотрел в зал под невыносимо громкую танцевальную музыку (техно? транс? ‒ здесь я не силен). Это была одна из живых…
Театр
Корпорация боли
by Арсений МАКСИМОВ •
«Единственное, что могло меня спасти, было создать спектакль о безумии из-за любви, ‒ признается оставленная возлюбленным Марина Отеро внутри этого самого спектакля. ‒ Возможно ли большее клише? В такой формулировке он точно не продался бы, поэтому я презентовала его как проект о “психическом здоровье” для инклюзивной театральной программы». В свойственной ей метатекстуальной манере аргентинская режиссерка…
После премьеры
Auschwitz now
by Арсений МАКСИМОВ •
Тема преступлений против человечности неизбежно связана со спором о возможности их репрезентации. Клод Ланцман, автор документальной ленты “Шоа” (1985), настаивал на радикальной невозможности изображения геноцида евреев. Он критиковал фильмы вроде “Списка Шиндлера” за создание или присвоение визуального ряда, не оправданного опорой на опыт свидетелей, и за то, что через идентификацию с героями зрителей ставят на…
Фестивали
Фестиваль как полилог
by Арсений МАКСИМОВ •
В декабре завершился 32-й фестиваль Temporada Alta в Жироне. Оглядываясь на мою траекторию движения по разным его пространствам, хотелось бы рассказать, как они вступают в диалог друг с другом, развивая общие темы, порождая новые смыслы и превращая весь город в подобие “тотального театра” Арто. Порой это происходит по замыслу организаторов, а порой совершенно случайно. Так,…
Фестивали
Люди как звери
by Арсений МАКСИМОВ •
В ноябре фестиваль Temporada Alta показал спектакль Саймона МакБерни “Веди свой плуг по костям мертвецов” (мировая премьера – Плимутский Королевский театр, декабрь 2022). Постановка одноименного романа Ольги Токарчук встраивается в одну из главных линий фестиваля, сделавшего в этом году ставку на политический театр – тему власти, насилия и угнетения. Мы уже писали о социальной критике,…
Фестивали
Театр против смерти
by Арсений МАКСИМОВ •
В конце почти шестичасового спектакля Vudu (3318) Blixen на фестивале Temporada Alta (мировая премьера) Анхелика Лидделл инсценировала свои собственные похороны. Перед положением во гроб настоящий нотариус прочитала последнее волеизъявление будущей покойницы, тут же приведенное в исполнение, вплоть до 101 пушечного выстрела, оглушительный гул которых публике пришлось слушать в течение долгих минут. Но те, кто и…
Фестивали
Невидимые и угнетенные
by Арсений МАКСИМОВ •
“Когда ее спросили, что для нее означает слово “расизм”, американская интеллектуалка Рут Гилмор ответила, что расизм – это когда определенную часть населения обрекают на преждевременную смерть. <…> политика – это различение между теми, чью жизнь поддерживают, поощряют, защищают, и теми, кого обрекают на cмерть, преследование и убийство”. Этой цитатой из автобиографической новеллы Эдуарда Луи “Кто…
Фестивали
Короли, революционеры и прочие медведи
by Арсений МАКСИМОВ •
На ежегодном фестивале Grec в Национальном Театре Каталонии прошла барселонская премьера спектакля Роберта Уилсона Ubu, поставленного им в прошлом году в сотрудничестве с Иммой Прието и Шарлем Шеманом по мотивам пьесы Альфреда Жарри “Король Убю”. Мировая премьера состоялась 15 октября 2022 года в музее Es Baluard в балеарской столице Пальме. Выбор этого города не случаен:…