В филиале Театрального музея имени А.А.Бахрушина на Ордынке прошла выставка театрального фотографа Александра Иванишина “Режиссер. Рождение спектакля”. Тридцать один режиссер. Пять лет подготовки экспозиции. На фотоснимках – святая святых – процесс репетиций, куда многие из режиссеров не пускают никого постороннего. А если уж пустили, просят стать невидимкой. Александр Иванишин с улыбкой рассказывает: “Константин Богомолов в…
Фестивали
Без рамп и витрин
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
В начале июня в Москве завершился фестиваль театрально-музейных проектов, а также лаборатория по исследованию взаимодействия музея и театра “Theatrum 2019”. Ее инициаторами и организаторами стали Благотворительный фонд Владимира Потанина и Институт театра, образовательный проект фестиваля “Золотая Маска”. Для обеих институций тематика далеко не случайна. Фонд Потанина уже около двадцати лет занимается поддержкой и развитием музейного…
Открытая книга
Станиславский – сценограф
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
Музей МХАТ и издательство “Бослен” выпустили книгу “Неизвестный Станиславский”. Она смело могла бы быть названа и “Станиславский – художник”. Рисовать КС начал в подростковом возрасте, когда увлекся кукольным театром, – делал зарисовки для домашних постановок. В полной же мере сценографический талант раскрылся в работе над спектаклями Общества искусства и литературы, где сочинение пространства стало насущной…
Открытая книга
Хаос и воля
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
Театральный музей имени А.А.Бахрушина издал книгу выдающегося театроведа Риммы Кречетовой “Пространство Давида Боровского”. Римма Кречетова написала очень личную книгу, книгу-воспоминание, книгу-размышление. Но скромное определение автора, что это лишь “собранье пестрых глав”, не должно ввести в заблуждение. Это не только театро-, но и жизневедение, целостное осмысление пути большого художника: “Боровский изменил представление о вещной среде на…
Свое пространство
Иллюзия середины
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
В Москве почти одновременно открылись две выставки, посвященные воображаемой архитектуре. В музее-заповеднике “Царицыно” развернуто масштабнейшее путешествие в несуществующие миры четырех, начиная с XVIII века, столетий, а Театральный музей имени А.А.Бахрушина совместно с музеем-усадьбой “Архангельское” представил “ретроспективу” одного из архитекторов-иллюзионеров Пьетро Гонзаги к 200-летию его театра в усадьбе Юсупова. Чем кроме юбилейных дат объяснить внезапно возникшую…
Юбилейное
Метод Силюнаса
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
4 сентября исполняется 80 лет выдающемуся театроведу и педагогу Видасу Силюнасу, а весной в издательской группе «Navona» при участии Государственного института искусствознания вышла его новая книга «Тайны сценического языка испанского классического театра». Чем поздравлять ученого, как не рецензией на его последнюю книгу? Редакция «Экрана и сцены» присоединяется к поздравлениям и гордится тем, что Видас Юргевич…
Свое пространство
Новый кусочек смальты
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
54-я выставка московских театральных художников “Итоги сезона”, проходящая в Главном здании Театрального музея имени А.А.Бахрушина, задумана ее куратором Инной Мирзоян и художником Василиной Овчинниковой как большой макет. Она встречает разноцветными колоннами, одна из которых недокрашена. Рядом валики, лотки с краской, будто мастер ненадолго вышел. В других залах строительные леса, деревянные поддоны. Стройка здесь – потребность…
Открытая книга
Королевские игры
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
В издательстве “АРТ” вышла книга “Театр короля. Густав III и становление шведской национальной сцены”. Ее автор Мария Берлова – чуть ли не единственный в нашей стране специалист по истории шведского театра, но сугубо театроведческая тема стала поводом для большого разговора об эпохе Густава III, которая в свою очередь неожиданно рифмуется с политической жизнью России и…
Свое пространство
(Со)здание утопии
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
В Музее архитектуры имени А.В.Щусева проходит масштабная выставка “Мир – театр. Архитектура и сценография в России”. Театр на экспозиции представлен анатомически. Его можно увидеть в продольных и поперечных разрезах, со сцены и с последнего ряда галерки. Есть даже “развертка стен” и план внутренних помещений МХТ, включая комнаты “Белье” и “Фрукты”. При этом “кухню” театра, тайну…
После премьеры
Грозовые яблоки
by Анастасия АРЕФЬЕВА •
Чернота, пустота, дым. Лодка, бочка, пианино. Сломанная мачта с замершим в глубине серебристым парусом. В сценографии Сергея Австриевских уличные предметы и мебель обитают рядом, отчего границы домашнего пространства размываются. Да и дома как такового нет у героев “Грозы”, выпущенной Уланбеком Баялиевым на Новой сцене Театра имени Евг. Вахтангова. Здесь важно все, что возникает помимо слов.…