В филиале Театрального музея имени А.А.Бахрушина на Ордынке прошла выставка театрального фотографа Александра Иванишина “Режиссер. Рождение спектакля”.
Тридцать один режиссер. Пять лет подготовки экспозиции. На фотоснимках – святая святых – процесс репетиций, куда многие из режиссеров не пускают никого постороннего. А если уж пустили, просят стать невидимкой. Александр Иванишин с улыбкой рассказывает: “Константин Богомолов в первый день попросил, чтобы я не щелкал, во второй, чтобы не ходил, в третий, чтобы меня вообще не было видно”. Но как ни странно, “исчезновение” фотографа дает удивительный результат: эффект подглядывания исчезает, и репетиция течет в естественном для себя русле, даря кадрам аутентичность происходящего.
В первом зале – сосредоточенность лиц, свидетельства внутренней напряженной работы, фиксация рождения замысла. Режиссеры размышляющие и вдохновенные.
Во втором зале вся накопившаяся энергия выплескивается наружу, и постановщики спектаклей превращаются в актеров: танцуют, ползают, позируют, парят. Как много в них открытой эмоциональности и как много у них, оказывается, всего внутри: неуверенности и веры, отчаяния и силы, самолюбования и дурачества, дирижерского изящества, артистизма и просто обаяния. А еще – серьезности отношения к делу.
Режиссер выстраивает мизансцены спектакля, Иванишин – мизансцены кадра. Режиссерский столик в пустом зрительном зале. Режиссер на сцене или в лучах софита. Его черная фигура на фоне освещенных подмостков. Кульминация выставки – фотофильм на большом экране, где вслед за черно-белыми кадрами репетиций идут цветные фотографии премьер. Фильм о том, как все, что происходило в процессе подготовки, переплавляется в художественную материю готовых работ.
Фотограф заворожен режиссерами в той же степени, в которой они заворожены рождающимся спектаклем. И это хоть и мучительные, но в конечном счете счастливые роды. Кстати, Александр Иванишин признается, что для него было открытием, какая это огромная работа – выпускать спектакль: репетиции часто идут с 10 до 23.30 с небольшими перерывами.
Режиссеры в объективе Иванишина – это и всевластные демиурги, и провокаторы, и бунтари, и простодушные дети, и священнодействующие шаманы. Мудрецы, знающие “зачем”, но еще не знающие “как”. И кажется, выставка Александра Иванишина все-таки не только и не столько о таинстве репетиций. Она – о вызревании спектакля внутри самого режиссера.
Анастасия АРЕФЬЕВА
«Экран и сцена»
№ 13 за 2019 год.