Свой остров

Фото И.ГАВРИЛОВА19 декабря празднует юбилей Галина Волчек.

Жизнь театра строится по особым законам. Каждый – будь то солидное государственное учреждение или маленькое объединение любителей – похож на суверенную страну. Законодательства у всех разные и в то же время глубоко сходные в своей основе. О репертуарной политике и заполняемости зала не может не думать ни один коллектив. Внутренняя этика, следование традициям и умение их передавать из поколения в поколение – то, что отличает театры друг от друга. То, что создает лицо, силу и уязвимость каждого.

Если театр существует только ради кассы и главной своей целью делает развлечение публики – он перестает быть художественным учреждением и, по мысли Вл.И.Немировича-Данченко, становится “забавой для сытых людей”. Однако если театр культивирует свои традиции, давно потеряв связь с реальностью, или служит идее, не вызывая при этом интереса у зрителей, – он гибнет.

Если же театр называется “Современник”, его отношения с такой категорией, как время, носят особый характер. Когда в далеком 1958 году Студия молодых актеров, созданная двумя годами раньше, приняла это имя, понимали ли те, кого принято теперь называть основателями “Современника”, какую ответственность на себя берут? Да. И нет. Молодости свойственен максимализм, и они исходили скорее из противопоставления своего начинания театрам существующим. Декларировали в Программе современную тему как приоритетную, но как быть с Программой, когда студия пройдена и театр создан? Как, оставив в прошлом студийность, не потерять единомыслия? Как передать опыт новому поколению, как сохранить созданное с таким трудом, оставаясь верными себе и необходимыми зрителям?

Основатели “Современника” не могли знать, какой окажется судьба поколения, от имени которого они стремились говорить. И, конечно, не задавались глобальными вопросами о неясном будущем, тем более что первые годы существования их театр висел на волоске. Все эти вопросы встали перед “Современником” вплотную, когда его оставил создатель – Олег Ефремов. И звучали все острее и острее на фоне слома эпох. Совершать выбор и отвечать на вопросы пришлось по большому счету одному человеку – Галине Борисовне Волчек. Она делает это уже сорок шесть лет.

Официально на должность главного режиссера Московского театра “Современник” Галина Борисовна Волчек была назначена 21 июня 1972 года, а утверждена 24 мая 1973 года. Этим числом датировано Постанов-ление Коллегии Министерства культуры СССР. Событию предшествовала длинная переписка Главного Управления культуры Исполкома Моссовета с Главным Управлением театров и бессчетное количество характеристик на “тов. Волчек Г.Б.”, подписанные директором театра “Современник” О.П.Табаковым, секретарем парторганизации театра П.И.Щербаковым и председателем Месткома театра И.В.Квашой. Утверждение в должности проходило долго и нелегко, потому как в анкете “тов. Волчек Г.Б.” были собраны данные, с которыми в СССР театрами руководили редко. Но главным все же оказался выбор самой труппы “Современника”: главным режиссером Галину Волчек избрали единогласно. Выбор вполне закономерный – она была в театре единственным сформировавшимся режиссером. О том, как мучительно принималось ею решение, вспоминают все участники того сбора труппы. Проблема ведь заключалась не только в ответственности, но и в понимании: должность главного режиссера противопоставит ее тем, с кем она привыкла быть равной.

Время доказало, что труппа “Современника” в своей настойчивости не ошиблась. Галина Волчек восприняла уроки студийности, возможно, серьезнее и ближе, чем кто-либо другой. Внутреннее ощущение “это нужно театру, который мы вместе создавали” привело к тому, что блестящая актриса Волчек со временем оставила сцену, потому что не могла быть равно сильной на двух территориях. Это был даже не выбор, а долг – как она его понимала. Ее лидерские качества, ее цельность, ее порой максималистские взгляды на формирование труппы и репертуара сделали “Современник” театром Галины Волчек.

Возглавляя “Современник”, Олег Ефремов считал, что режиссуру необходимо растить, а не приглашать извне. В студийный период в режиссуре пробовали себя все основатели – Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева, Галина Волчек, Олег Табаков, Виктор Сергачев. Время показало, что истинного режиссера Ефремов воспитал одного. Вариант “Пяти вечеров” Володина, который Волчек репетировала одновременно с работой Ефремова по той же пьесе и в противопоставлении ей, понравился труппе, и даже – уникальный случай – какое-то время в театре шли два спектакля с одним названием и разными постановщиками.

Официально же режиссерским дебютом Галины Волчек считается спектакль “Двое на качелях” У.Гибсона 1962 года. Через четыре года она первой в “Современнике” обратилась к русской классике, поставив “Обыкновенную историю” по роману И.А.Гончарова в инсценировке В.С.Розова.

Волчек ставила Чехова и Рощина, Горького и Айтматова, Шоу и Галина. Выпускала многонаселенные спектакли – и делала это мастерски, выбирала пьесы на двоих-троих – и достигала полноты звучания. Реагировала на перемены так, как учил Олег Ефремов – предельно правдиво. Она была искренна и когда в 1990-е первой воплотила на сцене драматургию Николая Коляды, и когда на сломе эпох в 1999-м поставила как памятник дружбе, любви, верности инсценировку романа Э.М.Ремарка “Три товарища”.

Будучи главным режиссером, а потом и художественным руководителем “Современника”, Волчек никогда не бралась за пьесы, не интересные лично ей. Она вела и ведет театр, формирует репертуар, побеждает или ошибается – но если не видит драматургии, в которой хочет высказаться, то просто берет постановочный тайм-аут. И в этом молчании – ее собственная современная тема.

В вопросе формирования репертуара Волчек сразу пошла по пути, отрицаемому Олегом Ефремовым для “Современника”, – стала приглашать на постановки режиссеров со стороны. Выращивание режиссуры внутри театра казалось ей недостаточным, она никогда не боялась и не боится конкуренции, умеет рис-ковать. Поэтому в “Современнике” ставили Георгий Товстоногов и Анд-жей Вайда, Валерий Фокин и Иосиф Райхельгауз, Марлен Хуциев и Леонид Хейфец, Роман Виктюк и Евгений Каменькович, Евгений Арье и Римас Туминас, Кирилл Серебренников и Нина Чусова, Егор Перегудов и Кирилл Вытоптов.

В том, что касается обновления актерского состава, Волчек всегда признавала за собой определенный “пунктик” – ее неизменно притягивала молодость, без которой невозможно движение вперед. Эта ее устремленность вперед порой оборачивалась годами творческого простоя для артистов среднего, а потом и старшего поколения. Но именно в спектаклях Галины Волчек раскрылось и по-особому зазвучало уникальное дарование Марины Нееловой, в них свои лучшие роли сыграл Валентин Гафт, они подарили театральной Москве Елену Яковлеву и Чулпан Хаматову, Сергея Юшкевича и Владислава Ветрова.

В биографии каждого театра есть знаковые спектакли. Для “Современника” Галины Волчек таким стал “Крутой маршрут” по первой части книги Евгении Гинзбург, появившийся в репертуаре в 1989 году (инсценировку сделал Александр Гетман, оформил спектакль Михаил Френкель).

“Крутой маршрут” – быть может, главное достижение “Современника”. Суть постановки больше и шире, чем обозначенная на программке “хроника времен культа личности”. Волчек была первой, кто обратился к теме сталинских репрессий в театре, – но она создала спектакль не только и не столько об этом, сколько о том, что такое человеческое достоинство и как сохранять его в нечеловеческих обстоятельствах. Предельная правда, которой добилась режиссер, ансамбль, который она сформировала, производили ошеломляющее впечатление, многим мощнее, чем может быть впечатление от театра. “Крутой маршрут” – тот редчайший в театре случай, когда искусство слито с реальностью до такой степени, что обретает способность переворачивать мировоззрение. Спектакль сохраняется в репертуаре до сих пор.

15 апреля 1974 года, в день восемнадцатилетия театра, “Современник” открыл свои двери в новом доме. Здание на площади Маяковского было снесено, а театру передан бывший кинотеатр “Колизей”. На Чистопрудный бульвар перенесли весь репертуар “Современника”, и вот уже более сорока лет его дом – здесь. Здесь Галина Волчек поставила свои главные спектакли. Здесь театр отмечал свой полувековой юбилей. Сегодня, в декабре 2018-го, после нескольких сезонов на площадке Дворца на Яузе, “Современник” Галины Волчек возвращается домой.

Мария ЧЕРНОВА

Фото И.ГАВРИЛОВА

«Экран и сцена»
№ 24 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email