Сибирский дивертисмент

Сцена из балета «Раймонда» Фото Э.КАРПЕЙКИНАВ ноябре в Красноярске прошел V Международный балетный форум «Балет XXI век», посвященный в этом году 200-летию Мариуса Петипа.

Открылся форум премьерной постановкой балета Александра Глазунова «Раймонда» в редакции Юрия Григоровича, осуществленной его ассистентами Русланом Прониным и Оксаной Цветницкой. В главных партиях выступили молодые звезды красноярского балета Екатерина Булгутова, Юрий Кудрявцев, Егор Осокин.

Красноярская «Раймонда» отличается от предыдущих редакций Григоровича – балет стал двухактным за счет сокращения танцев. Конечно, большая часть купюр публике неочевидна, но отсутствие блистательных мазурки и чардаша просвещенного зрителя огорчило сильно, даже сильнее, чем перенос знаменитого венгерского Grand Pas из третьего акта в первый. Столь радикальная драматургическая деконструкция, когда апофеоз вдруг стал экспозицией, разумеется, повлекла за собой неизбежные изменения в логике развития образа главной героини. Похоже, однако, что ни создателей постановки, ни публику искажение замысла «Раймонды» нисколько не тревожит. Это, конечно, навело на раздумья о том, что у нас имеются проблемы с пониманием поэтики произведений Петипа, с пониманием содержания созданных им образов.

Жаль, что разговор об этих проблемах возник стихийно, в виде незапланированного круглого стола о наследии Мариуса Петипа – на конкурсе артистов балета. Эта тема вызвала самый горячий интерес немногочисленных участников мероприятия, среди которых, к сожалению, не было ни молодых конкурсантов, ни их педагогов, хотя именно они и есть обладатели того, что мы называем наследием Петипа. Думается, если бы такое обсуждение организовали сразу по окончании второго тура конкурса, это повысило бы значение форума для балетной молодежи и их учителей. Да и самому форуму, возможно, открыло бы новые перспективы. Но интеллектуально-просветительская составляющая, в том числе и осмысление наследия Петипа, была отдана на откуп некоему Международному культурному центру «Перекресток культур 2018», созданному Министерством культуры РФ для того, чтобы помогать молодым деятелям культуры из разных стран обмениваться опытом. Из проведенных этим МКЦ мероприятий к теме красноярского форума относились только Круглый стол «Русский балет. 200 лет с Петипа» и концерт «От Петипа до современности».

Ключевым событием форума, конечно, является Международный конкурс артистов балета «Гран-при Сибири». Сопредседатель жюри Вячеслав Гордеев отметил, что уровень конкурсантов с каждым разом становится все выше – откровенно слабых участников нет. Это, конечно, говорит о растущем авторитете красноярского конкурса, а также о равномерном уровне обучения в балетных школах от Москвы до Якутска, от Германии до Кореи. На заключительном Гала-концерте все лауреаты показали себя достойными наград. А они распределились так: I премию среди девушек в младшей и старшей группах получили, соответственно, Елизавета Кокорева (Москва) и Алиса Алексеева (Уфа); I премия среди юношей – Дмитрий Смилевски и Юрий Выборнов (оба Москва); гран-при достался Георгию Болсуновскому (Красноярск). Также впечатлили корейцы Мъенг Хон Ли и Ю Джин Парк, уфимский японец Онодера Шота и немецкая латиноамериканка Коррейя Дрессиг Джулиана. Пожалуй, только приз за лучшее произведение современной хореографии, присужденный Нине Мадан, вызвал недоумение, поскольку были показаны и более яркие, по мысли и языку, номера.

Надо сказать, что современная хореография была представлена не только в конкурсе, но и в концерте с участием призеров телешоу «Большой балет», и в премьерах красноярской труппы. Хозяева форума показали постановки итальянского хореографа Франчески Фрассинелли «Ромео и Юлия» на музыку П.И.Чайковского и «Болеро» М.Равеля, а Сергей Бобров, худрук театра, сделал новую редакцию «Весны священной» И.Ф.Стравинского. Бобров впечатлил не только интерпретацией «Весны», но также и номером «Рахманинов», явив объемное и неоднозначное хореографическое мышление.

V Балетный форум в Красноярске – рубежный. Он заставляет задуматься о том, что впереди. Хочется пожелать организаторам избежать инерции и обрести новые смыслы.

Сцена из балета «Раймонда»

Фото Э.КАРПЕЙКИНА

«Экран и сцена»
Декабрь 2018 года