Территория «Полюса»

Сцена из спектакля “До и после”. Фото автораВ сентябре в Красноярске впервые прошел фестиваль современного искусства “Территория. Красноярск”. Его участниками стали ведущие московские театры, а также спектакли-победители III Регионального конкурса театральных коллективов “Полюс. Золотой сезон”, организованного компанией “Полюс”.В этом году победителями конкурса признаны спектакли “Мертвые души” театра “Поиск” из Лесосибирска, “Розенкранц и Гильденстерн мертвы” Красноярского театра имени А.С.Пушкина и “Вдох-выдох” иркутского центра “Новая драма”. Лесосибирские актеры под руководством режиссера Олега Липовецкого разыграли на троих всю гоголевскую поэму, иркутяне в постановке Вадима Карионова по пьесе Юлии Тупикиной обратились к современным подростковым проблемам. Олег Рыбкин в своей работе по Стоппарду размышляет об иллюзорности выбора в современном мире. И в то же время – о собственных взаимоотношениях с театром, где каждый спектакль – маленькая смерть. Закрывается занавес, и назавтра все по-новому. Только люди в театре, каждый раз разыгрывая в нем чужие жизни, свою отдают этому искусству по-настоящему.

Московский блок афиши представляли Театр Наций, Центр имени Вс. Мейерхольда, Театр “Балет Москва”, Мастерская Дмитрия Брусникина, “Театр взаимных действий”, а также европейская театральная компания “Римини Протокол” (Rimini Protokoll). Со многими спектаклями этих театров красноярский зритель знаком благодаря проектам Фонда Михаила Прохорова, разные направления современной хореографии здесь уже много лет подряд представляет Международный фестиваль “Айседора”. Красноярский музейный центр еще со времен своего прежнего директора Михаила Шубского приучил аудиторию к всевозможным перформансам. Местная публика открыта экспериментам и новинки столичной сцены приняла с предсказуемым интересом.

“Территория” включила в свою первую красноярскую афишу разные театральные формы – от постановок по современной европейской и российской драматургии до документальных проектов, псевдодокументальных (в жанре мокьюментари), contemporary dance и иммерсивного спектакля-квеста. Последний, “В гостях. Европа”, созданный компанией “Римини Протокол”, был, пожалуй, самым необычным в программе. И не потому, что зрители в нем стали равноправными соучастниками процесса. Непривычно само место действия: совместная попытка выстроить через диалог некую социальную общность происходит не в театре, а в квартирах добровольцев. Что придает атмосфере особую доверительность.

Сразу в трех постановках фестиваля можно было увидеть работу Ксении Перетрухиной – одного из самых интересных на сегодня театральных художников России. Документальный спектакль молодых актеров Мастерской Дмитрия Брусникина “До и после” посвящен артистам и работникам театра старшего поколения. Брусникинцы ходили к ним в гости и записывали их высказывания. В постановке, где квартиры изображаются тесными фанерными клетушками, молодые актеры принимают в них зрителей от лица своих персонажей. Дмитрий Брусникин говорил, что одной из задач была попытка понять: связь или пропасть между этими поколениями? После просмотра спектакля нет ни малейших сомнений – связь.

“Музей инопланетного вторжения”, созданный Ксенией Перетрухиной вместе с коллегами Лешей Лобановым и Шифрой Каждан (объединение “Театр взаимных действий”), проходит в форме музейной экскурсии. История о визите представителей иных цивилизаций в нем вымышлена, но сопровождается таким количеством деталей и подробностей, что возникает ощущение полной достоверности происходящего.

Столь же тщательная работа Перетрухиной отличает постановку Марата Гацалова “Дыхание” по пьесе Дункана Макмиллана в Театре Наций. Актеры Людмила Трошина и Роман Шаляпин монотонно произносят тексты от лица обычной семейной пары, на протяжении двух часов выясняющей отношения. Сопровождается это бесконечными переодеваниями, забрасыванием одежды в стиральную машинку, развешиванием ее на сушилках, расстановкой посуды на столе. Стена их дома постепенно отдаляется от зрителей, но сами герои с годами становятся друг другу ближе.

Спектакль Виктора Рыжакова “Солнечная линия” по пьесе Ивана Вырыпаева в ЦИМе также посвящен домашним разборкам, но показывает их более жестко, подчас утрированно. Это ироничный взгляд на парадоксы семейной жизни, где герои Юлии Пересильд и Андрея Бурковского никак не могут разрешить распространенное противоречие – взаимную тягу друг к другу и не менее сильное отторжение.

Международный фестиваль-школа современного искусства “Территория” регулярно показывает свои выездные программы в регионах страны. В Красноярске это стало возможным благодаря приглашению и поддержке крупнейшей золотодобывающей компании России “Полюс”. Еще одним партнером фестиваля стал Московский музей современного искусства – он представил в городе выставку “Где я буду” с избранными работами из своей коллекции, куда вошли произведения Казимира Малевича, Александры Экстер, Айдан Салаховой, Павла Пепперштейна и Тимура Новикова.

Елена КОНОВАЛОВА

  • Сцена из спектакля “До и после”. Фото автора
«Экран и сцена»
№ 19 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email