Легкая и харизматичная

Фото из архива театраНе стало актрисы Прокопьевского драматического театра Анны Соколовой.

Вспомню роль Анны Соколовой, которую вряд ли упомянут другие. Три года назад Александр Хухлин поставил “Фронтовичку” Анны Батуриной. Соколова играла Буфетчицу. Пожалуй, в прокопьевском спектакле именно Буфетчица – недалекая и приземленная – была антагонистом талантливой и жертвенной главной героини. Последнюю предает возлюбленный – герой войны. А Буфетчица урвала-таки себе мужа, отсидевшегося в тылу, – ответственного работника с портфелем. В спектакле отъезд главной героини из поселка выглядел уходом в открытое небо, в иной мир. Буфетчица, напротив, основательно укоренившаяся в нашей реальности, в финале многозначительно попивала кефир, намекая на свою беременность. Фронтовички сгинули, стали мифом – размножились Буфетчицы-мещанки. Анна Соколова играла великовозрастную корпулентную невесту с приколотым на груди цветком. Образ получился гротескный, шаржированный, но не плоский. И, разумеется, без ее вдумчивой актерской работы в спектакле не прозвучала бы в полной мере трагедия главной героини.

В середине 90-х молодая Соколова играла Лауру в “Стеклянном зверинце”. “У нее глаза необыкновенные: они так мягко передавали все ее чувства, переходы настроения, – вспоминает Алевтина Серебрякова, исполнявшая роль Аманды. – Легко было с ней на сцене”.

С годами фактура изменилась, но сохранились подвижность, легкость. Удивительные глаза актрисы запомнились и совсем молодым актерам, игравшим с Анной Соколовой на одной сцене. Она ушла внезапно, не дожив нескольких месяцев до своего пятидесятилетия и считанных недель до премьеры “Ханумы” – спектакля, где должна была сыграть заглавную бенефисную роль. Актеры говорят, что Ханума у Анны Альбертовны получалась не деспотичной, но харизматичной. Режиссеры не баловали ее главными ролями, но она запоминалась и в эпизодах. Почти каждой своей ролью убеждала: маленькая девочка живет в любой женщине, пусть уставшей, разочарованной, утратившей былую красоту. Что-то романтическое было даже в ее домоправительнице Фрекен Бок из “Малыша и Карлсона”.

Еще одна невеста, воплощенная на сцене Анной Соколовой, – Агафья Тихоновна из гоголевской “Женитьбы”. Герои спектакля напоминают трагических клоунов. Режиссер Владимир Вейде довел до логического завершения гротескность пьесы, в которой проявились даже хармсовские черты (“Хорошие люди не умеют поставить себя на твердую ногу”.). Анна Соколова ни возрастом, ни фигурой не напоминала молоденькую девушку на выданье. Тем неожиданнее из ее уст звучала знаменитая реплика: “Не удалось и повеселиться мне девическим состоянием, и двадцати семи лет не пробыла в девках…”. Анна Соколова, как мало кто, чувствовала несоответствие между нашими представлениями о себе и тем, кто и что мы на самом деле. И умела это сыграть.

Одна из самых заметных ролей последних лет – императрица Екатерина в пьесе Алексея Толстого “Любовь – книга золотая”, поставленной Дамиром Салимзяновым. Действие происходит в захолустном провинциальном поместье. Появившись на сцене, Екатерина держится просто и естественно, будто обычная крестьянка. Но, приревновав избранника к молодой хозяйке дома, преображается. От былого демократизма не остается и следа. Екатерина Великая, но не великодушная. При всем аристократизме – обыкновенная стареющая женщина, не способная отпустить избранника и простить юную соперницу.

Для Анны Соколовой Прокопьевский драматический, на сцену которого она выходила без малого четверть века, был домом. Муж и его дочь от первого брака, к которой Анна Альбертовна относилась как к родной, – актеры Прокопьевской драмы. Она сама родилась в семье актеров, приехавших в шахтерский город в 70-е. Выросла за кулисами этого театра. Не поступив в театральное училище с первого раза, устроилась в Прокопьевский драматический реквизитором. Несколько лет назад Анна Соколова рассказывала в интервью, как отвечала за спецэффекты. В спектакле-сказке Медведица превращалась в прекрасную девушку. Будущая актриса долж-на была вовремя распылить и зажечь порошок, озарив сцену волшебным пламенем. На нескольких показах ей доверили заменить заболевшую исполнительницу и сыграть Медведицу. Так состоялся ее дебют. “Перетряслась тогда страшно!” – вспоминала актриса. Сегодня этот эпизод кажется символичным. У Соколовой не было нелюбимых и проходных ролей.

Тот Прокопьевский драматический театр, который мне дорог, без Анны Соколовой представить невозможно.

Андрей НОВАШОВ

Фото из архива театра

«Экран и сцена»
№ 19 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email