«Близкое объятие» киношколы

Кадр из фильма “Киноман”Батумская международная киношкола молодых кинематографистов СНГ “Содружество” прошла в четвертый раз при содействии Фонда поддержки культурных и кинематографических инициатив “Два Андрея” и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ. Победители были определены по итогам общего голосования слушателей киношколы, жюри мастеров и жюри прессы. По условиям конкурса соревновались только короткометражные работы.

Обладателем диплома первой степени стал фильм “Киноман” (Кыргызстан, режиссер Аскар Нуракун). Герой этой непритязательной лирической зарисовки – любознательный и обаятельный малыш – пробудил в зрителях добрые, немного сентиментальные чувства. И они не устояли.

Отметили художественно-документальную картину армянского режиссера Ваагна Хачатряна “Луна, солнце и мушкетеры”, снятую в Португалии. Она словно вводит нас в магическую вселенную Габриэля Гарсиа Маркеса. Режиссер творит мифологическое вневременное пространство, в котором мир реальный соединяется с фантасмагорией. Фильм по результатам общего голосования отмечен дипломом второй степени.

Такую же награду получила российская комедия “Лео и Ураган” режиссера Павла Емелина. Зрелищное, захватывающее кино. Его колоритные персонажи, охранник и трансвестит (то ли выдуманный, то ли настоящий), – представители нынешней, порой весьма экзотической и криминализированой реальности, переживают ряд приключений. В итоге развенчиваются мнимые и утверждаются истинные ценности – братство, дружба, любовь.

На третьем месте по итогам голосования – реалистическая драма “После” (Украина, режиссер Ханна Джалали). Горькая история одинокой женщины, потерявшей возлюбленного и надежду на счастье. Сын покойного лишает ее даже права проводить дорогого человека в последний путь. Картину “После” отметило своим дипломом и жюри мастеров – режиссеры Алексей Герман, Александр Котт, Михаил Сегал и художник Елена Окопная. Они же наградили необычный фильм кыргызских кинематографистов “Оймок” (режиссер Касиет Кубанычбек) – о дружбе беркутчи Амана с дикой птицей. Зрителей впечатлила документальная подлинность происходящего на экране.

Привлекла внимание историческая драма-экранизация эстонского режиссера Владислава Муко “Победа”. В ее основе – рассказ Ильмара Таски. Авторы возвращают нас в 40-е послевоенные годы, в эпоху репрессий. Семья мальчика скрывается в деревенской глуши. Но однажды он встречает недалеко от дома незнакомца – обладателя новенького автомобиля “Победа”. Мужчина обещает научить мальчика водить машину и увозит его подальше от дома. По возвращении тот обнаруживает исчезновение родителей и страшный беспорядок – следствие обыска. Мастера киношколы отметили профессионализм, вкус создателей фильма, серьезную изобразительную и операторскую работу. Картина получила приз жюри прессы (Гульбара Толомушова, Инна Безирганова, Евгений Майзель, Виктор Прокофьев) – как и “Луна, солнце и мушкетеры” Ваагна Хачатряна.

В киношколе приняли участие 28 человек из 13 стран постсоветского пространства. Молодые кинематографисты представили в конкурсной программе 20 фильмов (программный директор Александра Жукова).

Среди фильмов, оставшихся без наград, хотелось бы назвать “Теплую тишину” латышского режиссера Р.Зелтца. В ней – человек и таинственный, во многом непознаваемый мир. Мир природы и глубины человеческой души. Мистические страхи и тревоги, связанные с внутренней сущностью каждого из нас.

Отражение психологического состояния автора – “Sadmusic” Никиты Лаврецкого (Беларусь). “Невротически-меланхолический опыт”, современная форма, в которой соединяются застывшие пейзажные зарисовки, безлюдные картинки, медленные закадровые комментарии или тексты, зафиксированные на пленке, передающие напряженное, тягостное настроение героя (автора), – все это поиск нового киноязыка.

Попытка найти свой стиль – трехминутная лента Георгия Варсимашвили (Грузия) “Лестница”, в которой используется художественный прием отражения. Мы видим только происходящее в подъезде, на лестнице, и лишь догадываемся о том, что в одной из квартир случилось или должно случиться нечто особенное; мы до самого конца не понимаем – плохое или хорошее. Лишь догадываемся по действиям немногих персонажей. Кто-то стремительно бежит вверх, кто-то – вниз по ступеням, осторожно крадется соседка, напряженно вслушиваясь, явно желая что-то выведать. В финале все разрешает детский плач – человек родился!

Показалась любопытной эстетика картины “Валя” (Россия/Германия/Азербайджан, режиссер А.Бродская) – она, по сути, немая. Актеры не произносят ни слова; драма героев передана через крупные планы, внутрикадровую композицию, музыкальное оформление.

В фокусе внимания многих молодых режиссеров – проблема взаимоотношения поколений – отцов и детей, семейные духовно-нравственные ценности: “Поговори со мной” (Беларусь, режиссер И.Качан), “Омур” (Кыргызстан, режиссер Ч.Борубаева), “Сынок” (Таджикистан, режиссеры П.Шарифов, Т.Муминова, Д.Имомали), “Маршрут” (Казахстан, режиссер Д.Тулегенов), “Хамса” (Россия, режиссер Г.Эфендиев), “Хорезм” (Узбекистан, режиссер М.Аллокулова).

Высказывание белорусского режиссера Влады Сеньковой, содержащее антимилитаристский посыл, – фильм “From a great height” (“С огромной высоты”). О случайной встрече двух молодых людей – “косящего” от армии белоруса и сирийского беженца, прошедшего через ад войны.

А в документальной ленте “Люмьеры” (Узбекистан, режиссеры Х.Белоусова, Д.Рустав) используется стопроцентно срабатывающий прием: опрос детей. И тема задана актуальная: восприятие ими феномена кино.

Детской теме посвящена и латвийская картина “Engarde” (режиссер Д.Йоффе). Ее авторы показывают, как юному спортсмену-фехтовальщику удается преодолеть самого себя, справиться со своими комплексами и неуверенностью. И в этом ему помогает… покойный брат, некогда тоже спортсмен.

 

Киношкола “Содружество” интересна не только своей конкурсной программой короткого метра. У начинающих режиссеров, делающих первые шаги в творчестве, есть уникальная возможность пообщаться с мастерами, услышать их компетентное мнение о своих работах. Более опытные коллеги не только скрупулезно, всесторонне анализируют картины молодых, но и делятся профессиональными секретами, рассказывают о своем отношении к отечественному и мировому кинопроцессу. И это очень полезный диалог – как для дебютантов, так и для тех, кто уже достиг больших успехов на своем поприще.

Мастера, ведущие семинары, представили в рамках киношколы свои фильмы – и это тоже стало школой высокого профессионализма.

Состоялся показ “Довлатова” Алексея Германа-мл., с успехом участвовавшего в основном конкурсе 68-го Берлинского международного кинофестиваля. Режиссер, мастер интеллектуального кино, исследующий в своем творчестве судьбы российской интеллигенции, воссоздает в “Довлатове” удушливую атмосферу 70-х годов прошлого века, литературно-художественную среду того времени. В ней пытались выживать талантливые писатели, поэты, художники, деятели театра и кино, лишенные возможности печататься, выставляться, ставить спектакли и снимать фильмы. Следствием этого были самоубийства, алкоголизм, эмиграция…

В роли знаковой фигуры советской эпохи, писателя Сергея Довлатова – сербский актер Милан Марич.

Михаил Сегал показал свою картину 2006 года “Франц + Полина” – пронзительную историю трагической любви белорусской девушки и немецкого солдата. Это честная, беспафосная работа режиссера.

В короткометражке Александра Котта “Рома и Юля” любовь современных Ромео и Джульетты развивается буквально накануне конца света. Грядущий апокалипсис только обостряет чувства. Грубое вмешательство взрослых приводит Рому и Юлю к гибели в последний день существования человечества. Участники киношколы посмотрели еще одну камерную картину о любви Александра Котта – “Близкое объятие” (2009) с участием Инны Чуриковой и Альберта Филозова, а также его раннюю работу “Пугало” (2000).

 

– Мы пригласили в качестве руководителей семинаров успешных мастеров, которые еще вчера были такими же начинающими режиссерами, как их сегодняшние ученики. И это сближает! – говорит художествнный руководитель киношколы, киновед Вячеслав Шмыров. – В рамках сценарного семинара мы обсуждаем формулу будущего совместного фильма-альманаха. Его очень сложно сделать, потому что по СНГ нет модульного закона о сотрудничестве в области кино. Кино – идеологический продукт. Поэтому тематика, которую мы стараемся найти, должна быть понятной и не раздражать государства. Она не может быть заведомо провокативной. В то же время кино молодых не может не быть провокативным. Поэтому так сложно выстроить правильную линию поведения. Но я все-таки за то, чтобы сначала иметь какой-то творческий результат, контент, а уже потом с этим куда-то обращаться.

Молодых в этом смысле нужно немного подстегнуть, поскольку им явно не хватает творческой воли и фантазии. И мы договорились подготовить сначала альманах синопсисов. За лето мы его сделаем, обсудим.

Что нас сближает, объединяет? Существует отторжение от слов “советский”, “постсоветский”. Так что вопрос лексики тоже становится животрепещущим. Если не найдено верное слово, трудно двигаться вперед. Наша позиция такова: надо обеспечить культурную экспансию тех связей, которые были наработаны. Ведь человеческие, творческие, культурные отношения между народами бывшего Союза сохраняются. Вижу живую заинтересованность в том,чтобы альманах состоялся. Сейчас мы ищем творческий каркас для этой идеи. Альманах – как раз та форма, которая позволяет продвигать короткий метр. Повторяю, он еще и идеологический продукт. Если подразумевать, что альманах делают не случайно собравшиеся люди, снимающие фильм на одну тему. Это уже определенный концепт, позиция, творческая декларация. Именно с этой точки зрения мы и должны подойти к идее альманаха.

Каждый короткометражный фильм – проба пера, школа подготовки к чему-то большему. Либо это фильм-жест, фильм-реплика, отражающий некое событие. Возможно, какой-то исторический факт. Нашим участникам не хватает энергии, это я и называю событийным ядром каждого фильма. Тонкость работ молодых режиссеров нередко идет в ущерб яркости. А молодые должны быть яркими, это тоже условие их выживания в профессии.

 

В рамках киношколы “Содружество” прошли и внеконкурсные показы короткометражных картин – программу “Границы шока” представил киновед Виктор Прокофьев. Вспомнили грузинского актера Баадура Цуладзе, недавно ушедшего из жизни: вот он на экране, в “Свадьбе” Михаила Кобахидзе, год 1965-й.

Вячеслав Шмыров представил киноальманах “Прибытие поезда” (режиссеры Алексей Балабанов, Дмитрий Месхиев, Александр Хван, Владимир Хотиненко; 1995 год).

Состоялся брифинг на актуальную тему: “Международное продвижение короткометражных фильмов”. В нем приняли участие продюсер из Эстонии Артур Веэбер и киргизский киновед Гульбара Толомушова. По итогам киношколы был организован круглый стол. Тема – проблемы международного сотрудничества. Круглый стол провели Вячеслав Шмыров и киновед Евгений Майзель.

Участниками “Содружества” в прошлые годы были Александр Сокуров, Александр Рехвиашвили, Карен Геворкян, Наталия Мещанинова, Алексей Федорченко. А созданию киношколы предшествовал ряд мероприятий, связанных с продвижением нового российского и постсоветского кино в Грузии, которые с 2010 года проводила команда киноведа и продюсера Вячеслава Шмырова.

Инна БЕЗИРГАНОВА

  • Кадр из фильма “Киноман”
«Экран и сцена»
№ 12 за 2018 год.
Print Friendly, PDF & Email