Неблагополучно в этом доме

Фото В.МЯСНИКОВАУ купца Курослепова пропадают деньги, а он и так уже кругом замучился – с надоедливой женой, с непокорной дочерью, с нерадивыми приказчиками. Да и они с ним замучились, всех-то он своим самодурством затиранил. Неблагополучно в доме купца Курослепова. Украденные деньги берется найти городничий Градобоев, потому как в городе, где он – хозяин, без его ведома никто воровать не должен. И действительно – находит, виновники наказаны, добродетель торжествует, вот только купцу Курослепову по-прежнему кажется, что небо треснуло и падает. Да и дочка его, решившая вырвать с корнем из своего горячего сердца любовь к недостойному избраннику и выйти замуж за преданного и терпеливого поклонника, от благополучия столь же далека.

Пьесу А.Н.Островского “Горячее сердце” в Театре имени Евг. Вахтангова поставил Александр Коручеков – это его первый спектакль на большой сцене (на малой идут воздушный “Питер Пэн” и таинственная “Ревнивая к себе самой”, на симоновскую недавно перенесли “Бедность не порок”, один из дипломных спектаклей курса Коручекова выпуска 2016 года). С Островским режиссер играет в любопытные игры: “Бедность не порок” перекликается с итальянской комедией масок, “Горячее сердце” тяготеет к русскому площадному театру – здесь и ширмы, и куклы на палках, и разноуровневое место действия (сценография Максима Обрезкова). Но чем сильнее подчеркивается это тяготение, тем очевиднее ощущение театрального обмана, спектакля в спектакле. А заявленная драматургом интрига в доме Курослепова (Евгений Косырев) становится объектом наблюдения не только зрителей, но и некоторых героев пьесы. В случае выдумщика Аристарха (Олег Лопухов) и даже всезнающего мудрого дворника Силана (Анатолий Меньщиков) это наблюдение созидающее, стремящееся к справедливому действию в нужный момент. Неожиданен в роли наблюдателя подрядчик Хлынов с его несметным богатством. Хлынова играет Сергей Маковецкий – появляясь в спектакле именно как “бог из машины”, его герой случайно вмешивается в любовную историю Параши (Мария Бердинских) и Васи Шустрого (Юрий Цокуров), случайно оказывается на пути вороватого Наркиса (Виталийс Семеновс), а потом просто покидает сцену, не дожидаясь развязки. Хлынов все видел, его ничто и никто не удивляет, он наперед знает, какой выбор сделает Вася и сколько может выпить воплощение произвола местной власти – Градобоев (Евгений Князев). Он смотрит вокруг себя “с холодным вниманием”, не пьянея от вина, и видит предсказуемость жизни во всех ее проявлениях. Когда он произнесет свою финальную реплику – в зрительный зал – “Хлынов свою роль закончил”, предсказуемыми аплодисментами отреагирует и публика. Этому Хлынову не скучно от вседозволенности, ему безнадежно тоскливо.

Из двух активных полюсов спектакля, двух движущих сил – любви и денег – к финалу остается только одна, и побеждает не любовь. Самые деятельные герои – юная Прасковья Павлиновна, которую Мария Бердинских играет, сочетая контрасты упрямства и покорности, бунтарства и соглашательства, жертвенности и безжалостности, – и городничий Серапион Мардарьич. Танк, на котором приезжает ловить вора “отец родной всего города” Градобоев – символ непробиваемой государственной машины, а Евгений Князев наделяет своего взяточника-градоначальника вполне обаятельными и даже трогательными чертами.

Параша протягивает руку нелюбимому Гавриле (Василий Симонов), Градобоев приглашает Курослепова делить найденные деньги.

Когда-то Островскому для разрешения публикации и постановки пьесы пришлось сделать ремарку “действие происходит лет 30 назад”, зрители, однако, прекрасно свою современность считали. Прошло почти 150 лет. Современность по-прежнему считывается.

Мария ЧЕРНОВА
Фото В.МЯСНИКОВА
«Экран и сцена»
№ 4 за 2018 год.