Скорая помощь для нас

Кадр из фильма “Ноябрь”ПРИЗЕРЫ 24-ГО МИНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ “ЛIСТАПАД”

ОСНОВНОЙ КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО

Гран-при “Золото Лiстапада” за лучший фильм – “НОЯБРЬ”, режиссер Райнер Сарнэт (Эстония/Нидерланды/ Польша)

Приз за лучшую режиссуру – ШАРУНАС БАРТАС, “Иней” (Литва/Франция/Польша/ Украина)

Приз за лучшую операторскую работу имени Ю. А. Марухина – МАРТ ТАНИЭЛЬ (“Ноябрь”)

Приз за лучшую женскую роль – ИРИНА ГОРБАЧЕВА, “Аритмия”, режиссер Борис Хлебников (Россия/Финляндия/Германия)

Приз за лучшую мужскую роль – МАЙНХАРД НОЙМАН, “Вестерн”, режиссер Валеска Гризебах (Германия/Болгария/Австрия)

Приз за лучшее звуковое (музыкальное) решение фильма – “Ноябрь”

Специальный приз жюри – “АРИТМИЯ”

Приз за лучший сценарий – АСИФ РУСТАМОВ, ИЛЬГАР НАДЖАФ, РУЛОФ ЯН МИННЕБО, “Гранатовый сад”, режиссер Ильгар Наджаф (Азербайджан)

Дипломы: актер Гурбан Исмаилов, “Гранатовый сад”; лучшая актерская пара – Альден Найт, Вероника Линн, “Канделария”, режиссер Джонни Хендрикс Инестроса (Колумбия/Германия/Норвегия/Аргентина/Куба)

КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО “МОЛОДОСТЬ НА МАРШЕ”

Приз имени Виктора Турова за лучший фильм – “3/4” (“ТРИ ЧЕТВЕРТИ”), режиссер Илиан Метев (Болгария)

Специальный приз жюри – “СМУТЬЯН”, режиссер Миранша Наик (Индия/ Великобритания/Франция/Нидерланды)

Диплом – “ЧАРЛЬСТОН”, режиссер Андрей Крецулеску (Румыния/Франция)

КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО

Гран-при за лучший документальный фильм – “УДИВИТЕЛЬНЫЕ НЕУДАЧНИКИ: ДРУГОЙ МИР”, режиссер Арунас Мателис (Литва/Италия/Швейцария/Бельгия/Латвия/ Великобритания/Ирландия/Испания)

Специальный приз жюри – “ГОРОД СОЛНЦА”, режиссер Рати Онели (Грузия/США/ Катар/Нидерланды)

Диплом – “ПРИНЦ И ДИББУК”, режиссеры Эльвира Невера, Петр Росоловски (Польша/ Германия)

КОНКУРС МОЛОДОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО – КОНКУРС

НАЦИОНАЛЬНЫХ КИНОШКОЛ

Приз за лучший фильм – “УЗЫ”, режиссер Зофья Ковалевска (Польская национальная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Дипломы: “ОЗЕРО”, режиссер Дарья Блохина (Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения); “В ДРУГОМ МИРЕ”, режиссер Анна Бедыньска (Школа документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Приз за лучший игровой фильм – “ЗАВТРА”, режиссер Юлия Шатун

Приз за лучший документальный фильм – “ВОКРУГ БЕЛАРУСИ НА ВЕЛОСИПЕДАХ С МОТОРАМИ”, режиссер Борис Николайчик

Приз за лучший анимационный фильм – “И ЛУНА ОСТАНОВИЛАСЬ”, режиссер Юлия Рудицкая

Дипломы: “ЮБИЛЕЙ”, режиссер Арсений Ильиных; “ПОТЕРЯННАЯ ПОЭЗИЯ”, режиссер Илья Божко; “ОЧАГ”, режиссер Юрий Тимофеев; “НЯНЮШКИНЫ СКАЗКИ”, режиссер Елена Петкевич; “ТОШКА И ЕГО ДРУЗЬЯ. ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ “ТОШКА И ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК”

КОНКУРС ФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ АУДИТОРИИ “ЛIСТАПАДЗIК”

Приз “Золотой “Лістападзік” за лучший фильм – “ПУТЕШЕСТВИЕ ФАННИ”, режиссер Лола Дуайон, Франция

Приз за лучшую детскую роль – САРЕХ НУР МУСАВИ, “Дуновение жизни” (Иран), режиссер Наргес Абиа

Приз за лучшую работу взрослого актера в детском фильме – ЭКТОР ГАРСИЯ, “Шаги героя” (Колумбия), режиссер Энри Ринкон

Специальный приз жюри за лучшую режиссуру – НАРГЕС АБИАР, “Дуновение жизни”

Приз жюри ФИПРЕССИ за лучший дебют – “ГОРОД СОЛНЦА”, режиссер Рати Онели (Грузия/США/Катар/Нидерланды)

Приз зрительских симпатий за лучший игровой фильм – “КАНДЕЛАРИЯ”, режиссер Джонни Хендрикс Инестроса (Колумбия, Германия, Норвегия, Аргентина, Куба); за лучший документальный фильм – “УДИВИТЕЛЬНЫЕ НЕУДАЧНИКИ: ДРУГОЙ МИР”, режиссер Арунас Мателис (Литва, Италия, Швейцария, Бельгия, Латвия, Великобритания, Ирландия, Испания); за лучший фильм для детской и юношеской аудитории в конкурсе “Лістападзік” – “ТИМ ТАЛЕР, ИЛИ ПРОДАННЫЙ СМЕХ”, режиссер Андреас Дрезен (Германия)

Приз Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко “За гуманизм и духовность в кино” – народному артисту Кыргызской Республики АКТАНУ АРЫМ КУБАТУ, режиссеру фильма “Кентавр” (Кыргызстан, Франция, Германия, Нидерланды, Япония)

Как и прежде “Листопад” не изменил своей концепции. Его пристальный взгляд к экранному искусству остается творческим. Девиз фестиваля “Истина, Любовь и Красота” содержателен и точен. Заслуга в этом команды форума, которому в будущем году уже четверть века: директора Анжелы Крашевской; собравших прекрасные программы Игоря Сукманова (игровое кино, юношеские и детские фильмы – конкурс “Лiстападзiк”, национальный конкурс) и Ирины Демьяновой (документальное кино, фильмы национальных киношкол и национального конкурса). Аншлаги в кинотеатрах, обсуждения после сеансов с авторами фильмов, круглые столы – показатель серьезнейшей работы.

По меткому определению сегодняшней жизи Игорем Сукмановым, кинокритиком и педагогом, – мир объят “моральным беспокойством”. Отражение такого состояния зрители увидели в художественных реалиях кинематографа в 165 кинолентах из пятидесяти пяти стран. В конкурсную программу вошли 94 фильма.

Организованность пресс-центра, работа его сотрудников помогали коллегам. Не зря фестиваль поддержали партнеры, инвесторы и многие организации. Результат действительно порадовал и профессионалов, и зрителей.

Традиционно конкурсная программа фес-тиваля включала четыре секции: игровое кино (основной конкурс и конкурс дебютных фильмов “Молодость на марше”); документальное кино (основной конкурс и конкурс национальных киношкол); конкурс фильмов для детской и юношеской аудитории “Лiстападзiк”; национальный конкурс (включал игровые, документальные и анимационные фильмы). Внеконкурсные картины объединены были в программы: “Мастер-класс”, “Львы, Медведи, Пальмовые ветви”, “Человеческие комедии”, “Фантастические параллели”, “Цвет ночи”, “Литовское кино: классики и современники”, “Российские премьеры”, “Специальные показы”.

Прошли мероприятия “Индустриальной платформы Bel:Cinema” (площадки Галерея “Арт-Беларусь”, Художественная галерея Михаила Савицкого). В этом году акцент был сделан на сценарном мастерстве. Эта тема стала основой для образовательного тренинга, участие в котором приняли молодые белорусские режиссеры, сценаристы и студенты творческих вузов со своими проектами. По итогам сценарной лаборатории прошел питчинг кинопроектов – в состав его жюри вошли представители международных кинофестивалей. Все те, кто интересуется искусством кино, смогли посетить презентации образовательных программ “MIDPOINT” и “WHEN EAST MEETS WEST”, тренинг “B2B Doc” и другие фестивальные акции.

Второй за историю Минского МКФ “День виртуальной реальности” в партнерстве с Галереей ВИР состоялся на площадке Галереи “Арт-Беларусь”. Посетители проекта получили возможность увидеть 15 сферических фильмов от белорусских и зарубежных авторов, поучаствовать в создании цифровых инсталляций, встретиться с гостями и членами жюри фестиваля, посмотреть и обсудить работы Александра Переза, Филиппа Веннинга, Юлии Либ, Георгия Молодцова в компании самих авторов.

“Лiстапад” открылся “Аритмией” Бориса Хлебникова (снята в копродукции России, Финляндии, Германии), участвовавшей в основном конкурсе. “Аритмия” словно задала градус всему фестивалю, его зрительской “монтажной” реакции. Потому что историй о преодолении “невыносимого бытия” было представлено на экране предостаточно. Они были полны такой боли за происходящее в разных странах, сострадания, любви к героям, и, безусловно, соотносились с хлебниковским ритмом “скорой помощи” восприятия. Этакого очищения после потрясений от увиденного в фильмах “Лiстапада”.

Соавтор сценария “Аритмии” (вместе с Борисом Хлебниковым), сценарист и режиссер Наталия Мещанинова, несколькими годами раньше создала интереснейший, полный жизненного объема фильм «Комбинат “Надежда”», который до сих пор возвращает память к атмосфере, близкой к новой ее работе. Оба автора выразительно строят мир тревоги и волнения.

“Аритмия”, получившая в нынешнем году награды “Кинотавра” (Главный приз и приз за лучшую мужскую роль Александру Яценко), Сахалинского МКФ “Край света” (Гран-при, приз зрительских симпатий, приз Александру Яценко), МКФ в Карловых Варах (приз Александру Яценко), в Минске удостоена Специального приза жюри и приза за лучшую женскую роль – Ирине Горбачевой. Персонажи яркого, редкого актера Александра Яценко и талантливой, мощной актрисы Ирины Горбачевой сплетены самыми разными чувствами. Их метания на фоне развода, скандалов, претензий лишь умножают главное – надежду! Нет, они не расстанутся. Но драматические объятья героев в финале не дают конкретного ответа: может, и расстанутся, но останутся очень близкими людьми. Не оторвутся друг от друга. Они не проживают, а переживают эту жизнь вместе.

Борис Хлебников очень правильно выбрал исполнителей главных ролей – Александра Яценко и Ирину Горбачеву. Он и ростом невелик рядом с ней. И это подчеркнуто, несомненно. Но сколько энергии и обаяния, взаимного притяжения! Честный врач “скорой помощи”, Олег, не изменяет себе, и стоит на своем при всех жестких неувязках реформ современной медицины. И даже если вызов должен длиться по новым правилам не более 12 минут (!). Да, врач забудет о себе и спасет мальчика, попавшего в критическую ситуацию, иначе и быть не может. А потом, как водится, отметит победу со всей бригадой. Социальное, слишком колючее “одеяло”, прочно сшито изображением, созданным оператором Алишером Хамидходжаевым.

Тесная, маленькая съемная квартира в спальном районе. Воздуха в атмосфере фильма очень мало. Разные персонажи, точная картина их быта. Документальность решений художника Ольги Хлебниковой соединена с работой режиссера. Сегодня мало отмечают удачи художников кино. Остается поздравить продюсеров Рубена Дишдишяна и Сергея Сельянова.

Своеобразная “скорая помощь” направляется в город Нальчик. Здесь создан дебют Кантемира Балагова, ученика режиссерской мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском Государственном университете имени Х.М.Бербекова. Фильм называется “Теснота”. Получил уже несколько призов. Высоко оценен ФИПРЕССИ (программа “Особый взгляд”, Каннский МКФ- 2017), отмечен призом жюри “Кинотавра” за лучший дебют, Гильдией киноведов и кинокритиков России на “Кинотавре”, Гран-при на МКФ им А.Тарковского “Зеркало”, на МКФ “Меридианы Тихого”, и здесь же – приз Дарье Жовнер за лучшую женскую роль.

Тема “тесноты” объединила многие фильмы “Лiстапада”, не только российские. Теснота как метафора. Знаковое название картины (сценарий Кантемира Балагова и Антона Яруша). 90-е во всех уголках России были испытанием для людей. Действие “Тесноты” разворачивается почти двадцать лет назад, в 1998 году, в Нальчике. Дружная, любящая еврейская семья, перебравшаяся откуда-то в эти края, вынуждена выкупать своего, уже взрослого, сына у местных. После помолвки с невестой того же вероисповедания парень исчез. И это – серьезное, невыносимое испытание для всех.

Младшая дочь, Илана (Дарья Жовнер), влюблена как раз в местного. Их любовь взаимна, и пока не произошла трагедия, девушка не может оторваться от любимого. Ее еще не задевают определенными шутками в компании друзей (понятно, евреи тут чужие). И вот тесно жить (в прямом смысле) и невозможно дышать от безысходности… Илана спасается любовью. Но сестринская любовь тоже огромна, как и любовь к родителям. Она позже откажется от своей – первой и яркой. Семья продает невероятно тесное жилье, каморку-автомастерскую. Денег на выкуп не хватает. И уже собирается отправиться в другие места. Остается старая машина, без конца требующая ремонта. Но Илана решает остаться с любимым.

Отец и мать принимают непростое решение. Выдать замуж дочь в ту семью, за брата будущей жены сына, поскольку они выручают их деньгами. Раздирающее душу решение принято… Но! Илана отказывается от жениха, и уезжает вместе с родителями. Она самая сильная в семье, настоящая опора. Любимый брат остается с женой. И конверт с деньгами все-таки передает несостоявшийся жених, понимая все… Блестящий актерский ансамбль! Сценарий драматургически выстроен! Оператор Артем Емельянов, подобно манере Олега Муту (Румыния), снял фильм, тщательно передавая драматические реалии жизни героев. Жаль, что картина не была отмечена жюри конкурса “Молодость на марше”.

Без наград остался и фильм Сергея Лозницы, родившегося в Белоруссии, живущего в Германии. “Кроткая” (Франция/Германия/Литва/Латвия/Нидерланды/Украина/Россия) – третья работа Лозницы в игровом кино (предыдущие – “Счастье мое” и “В тумане”). Продюсер фильма Лев Карахан (а с российской стороны было еще два продюсера – Галина Семенцова и Валентина Михалева) представил “Кроткую” на “Лiстападе” и после просмотра ответил на вопросы зрителей. Оказывается, картина известного во всем кинематографическом мире режиссера получила у нас в стране прокатное удостоверение как зарубежная лента. Вот уж, действительно, режиссер Лозница – гражданин мира! Снимали “Кроткую” в Латвии, в Даугавпилсе. Здесь в годы Второй мировой войны, на берегу Двины-Даугавы, за северным валом крепости, были оборудованы концлагерь и еврейское гетто. Как мы видим на экране, осталась нетронутой картина советского городка и упадка. В городе есть тюрьма, что и определяет его облик и состав жителей. Так что гротеск, абсурд, насилие и жестокость хождения по мукам героини (замечательная актриса екатеринбургского “Коляда-Театра” Василина Маковцева) вырастали в натурных съемках, выбранных режиссером и художником Кириллом Шуваловым (“В тумане”, “В субботу”, “Милый Ханс, дорогой Петр”). Оператор Олег Муту в который раз сражает нас своим визуальным отражением истории, как это было и в предыдущих фильмах румынской школы, снятых Муту, у Кристиана Мунджиу, например, и у того же Сергея Лозницы, и у Александра Миндадзе.

Итак, героиня Василины Маковцевой приезжает в этот город издалека, и не может добиться правды ни в одной инстанции. Посылка, посланная ею мужу в тюрьму, возвращается отправителю с пометкой “адресат неизвестен”. Каково?! Вести из тюремного заключения… И жанр абсурда действительности блестяще освоен актерами (среди них Лия Ахеджакова, Роза Хайруллина, Борис Каморзин, отличный эпизод самого Николая Коляды). Такой обезоруживающий материал, пусть “избыточный” (как заметил один из членов жюри Основного конкурса), но глубоко раскрытый, порой до слез. С таким мастерством режиссуры и исполнения ролей непрофессионалами. Здесь все было уложено в художественный расчет, с пониманием возможностей, индивидуальностей актеров-непрофессионалов. Поэтому и нет “швов”, все органично.

Избыточно – да, но это же отражение “перехлеста”, удушливых, изуродованных современных безысходных ситуаций. И где это наше чувство меры? Об этом и речь в “кабине скорой помощи” с Сергеем Лозницей.

Гран-при “Лiстапада” получил фильм эстонского режиссера Райнера Сарнэта “Ноябрь” (Эстония/Нидерланды/Польша) по роману писателя Андруса Кивиряхка, “Ноябрь, или Гуменщик”. Принимая награду “Золото Лiстапада”, режиссер заметил, что, работая над картиной, ее создатели волновались, будет ли она понятна другим, ведь снимали на основе эстонской мифологии. Поэтому он рад, что фильм принят и высоко оценен. Сарнэт подчеркнул, что для него фильм-фантазия предпочтительный жанр, “как конфета”, очень хороший материал.

“Ноябрь” также получил призы за лучшее музыкальное оформление и лучшую операторскую работу (Март Таниэль). Что касается замечательной работы Марта Таниэля, то профессионалы не без зависти комментировали ее так: “непонятно, как это снято!” “Ноябрь” сумел выиграть достойно. В этом году картина выдвинута от Эстонии на соискание премии Американской киноакадемии “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”.

Фольклорное фэнтези “Ноябрь” – сказка для взрослых, сюжет которой разворачивается в языческой эстонской деревне, где жадные и глупые жители прячутся от чумы, надевая на голову… штаны, продают душу дьяволу. Главная героиня – деревенская девушка Лийна – безнадежно влюблена в барского надсмотрщика из крестьян Ханса, которому нравится господская дочь. Жизнь Лийны осложняет отец – он требует, чтобы дочь вышла замуж за мужчину намного старше ее, мужлана Энделя. Черно-белый фильм словно говорит о прошлом, здесь стиль ушедшего времени необычен и наполнен национальным юмором. Минимум диалогов, отсутствие зрелищных спецэффектов. Пространство картины знакомит нас и с суевериями эстонских крестьян.

Главным призером “Национального конкурса” стала дебютантка Юлия Шатун с игровым 63-минутным фильмом “Завтра”. В каталоге фестиваля о режиссере практически одна строчка. Окончила Белорусский Государственный университет культуры и искусств по специальности “прикладная культурология”. Живет в Минске. Безусловно, Юлия Шатун – открытие “Лiстапада”.

“Завтра” осуществлено в прямом смысле без всякого бюджета. Куплены были только билеты для поездки главного героя в Минск. Картина снята цифровым фотоаппаратом. Пусть ее технические достоинства несколько несовершенны, однако экранный объем жизни семьи бывшего учителя английского языка из небольшого белорусского города поражает. Как мы узнали потом, действие разворачивается в Мозыре, в Гомельской области. Юлия снимала свою семью, и роли соответствовали степени родства. Анатолий Шатун в фильме Отец, Мать – Оксана Шатун, Сын – брат режиссера Алексей Шатун, и двое друзей – Яна Таратун и Никита Александров (он же оператор).

Безлюдный городок. Вероятно, как и главный герой, здесь все ищут работу. Квартира с явными признаками “стоячего” ремонта в течение нескольких лет. Муж и жена. Сын учится в Минске. Нет средств, состояние растерянности и заторможенности. Проблемы. А сколько их? Знакомо всем.

Режиссер снимает свою семью. И нет в ней раздражительности, упреков, а только привычное течение жизни. Отец звонит по объявлениям в газете. Распространяет рекламные листовки по подъездам домов. Мать тоже подрабатывает. Постоянной службы не дождаться. Чтобы повидать сына, придумана “сказка” – праздничный выигрыш!

Отец отправляется в Минск, чтобы отвезти лотерейный билет. Он приходит по адресу: все как бы могло случиться! Но идти нет смысла, так и замирает у дверей. Вокзал. Отец ждет сына, с радостью обмениваются какими-то словами. В безмолвном прощании у вагона столько сказано! Отец не скрывает трудностей, сыну лишний раз не приехать домой. Сын все понимает; пластика так выразительна – мы ведь не видим его лица, а только слышим голос. Возвращение домой – тихое, радостное, праздничный день годовщины свадьбы. Билет не выиграл – что-то перепутали. Скромный вечер в кафе… В семье любовь и благодаря ей все преодолевается.

Эти люди живут сегодня, когда очень трудно, с пониманием. Человеческое содержание, драматургическая целостность сценария, естественное существование родных людей в кадре, изображение. Редкий вкус и талант Юлии Шатун и есть надежда. Сегодняшняя жизнь не дарит подарков, наш век можно назвать веком понимания и терпения. А скорая помощь (без кавычек) и опора – семья.

Татьяна МУШТАКОВА
  • Кадр из фильма “Ноябрь”
«Экран и сцена»
№ 23 за 2017 год.
Print Friendly, PDF & Email