Step by step

Мастер-класс Яна Фабра. Фото И.МАТЕЯ“Территория” – не просто фестиваль, но фестиваль-школа актуального искусства. При поддержке холдинга СИБУР арт-дирекция составляет не только программу смотра, но и программу мастер-классов.

Театральные режиссеры все активнее используют телесное мастерство актера, умение максимально точно работать со своей физикой и физиологией. Именно эту задачу решало большинство мастер-классов. Ассистент Роберта Уилсона, Тильман Хекер, проводя мастер-класс, посвященный звуку и видео, так или иначе, возвращался к методике Уилсона по взаимодействию мультимедиа и живой фигуры перформера. Хекер объяснял, что самое сложное – простые движения и синхронизация партитур. Постоянное ощущение пересечения горизонтальной и вертикальной оси в своем теле, вписанное в строгую партитуру движений, и индивидуальный ритм исполнителя требуют предельной концентрации и длительной монотонной работы.

Российский хореограф, актер и режиссер Сергей Землянский делился своими наблюдениями, как часто работа с хорошими драматическими артистами бывает интереснее и продуктивнее, чем с профессиональными танцорами. Сорок лет назад Гедрюс Мацкявичюс совершил настоящий театральный переворот, создав “Театр пластической драмы”. Возможно, сейчас мы наблюдаем новый выход театра на эту орбиту. Речь шла о том, что тело способно передать любую эмоцию, транслировать любой текст, используя подчас совсем нехитрые хореографические движения.

Хореограф, режиссер и педагог Александр Андрияшкин ведет классы contemporary dance в Школе “Цех” и занятия по перформансу в Школе-студии МХАТ. Основное внимание на мастер-классе он уделил коллективным действиям и перформативным практикам, современным концепциям переосмысления социумом своего опыта, значению “петли обратной реакции” между перформером и зрителем.

Федор Павлов-Андреевич, известный как актер, режиссер, автор перформансов и инсталляций, продолжил разговор о взаимодействии и дистанции между зрителем и перформером, о незащищенности зрителя от художника и художника от зрителя. В разговоре с неизбежностью встали вопросы о теле перформера и о современном танце в постдраматическом театре.

Взаимодействие актера и режиссера, взаимовлияние их опыта – основная тема мастер-класса режиссера, актера и педагога Школы-студии МХАТ Евгения Писарева. Он поделился опытом работы с такими режиссерами, как Деклан Доннеллан и Кирилл Серебренников, рассказал, как использует накопленное в своей педагогической деятельности.

Сам же Кирилл Серебренников, режиссер и один из арт-директоров фестиваля, в доверительной беседе со студентами говорил о работе Гоголь-центра, о своем театральном и кинематографическом опыте, об ответственности режиссера и о резком театре как залоге выздоровления: “Порой мир, состоящий из пятен, вибраций, теней и бликов, может впечатлить больше, чем слово. Театр – место, где человек вспоминает себя. Театр делают не артисты и режиссеры, а зрители”. В основу мастер-класса Серебренников положил свое знание современной фотографии. Студенты должны были предположить, афишей какого спектакля мог бы стать открытый наугад постановочный кадр из фотоальбома.

Худрук Александринского театра Валерий Фокин не мог не напомнить о сформулированных некогда Всеволодом Мейерхольдом законах развития спектакля как музыкальной партитуры. Фокин рассуждал о взаимодействии режиссера с соавторами: сценографом, композитором, художником по свету и, самое главное – с актерами. В этом взаимодействии неизбежны ситуации противостояния, борьбы. Необходимо понять причины противостояния, помочь всем участникам процесса раскрыть внутренние резервы, сохраняя при этом границы между волей режиссера и творческой свободой исполнителя.

“Никакого ноу-хау, мы просто меняем точку зрения человека на повседневные моменты жизни”, – так драматург и режиссер Штефан Кэги прокомментировал театральные акции группы “Rimini Protokoll”. Со студентами Школы фестиваля “Территория” Кэги говорил о возможностях неигрового театра, о стихийности и концентрации внимания, показал видео легендарных работ компании, демонстрирующих коммуникацию с городскими пространствами по всему миру.

Мастер-класс Иана Вулдрид-жа состоял из трех четырехчасовых блоков. Эти двенадцать часов работы с текстом уравновесили мастер-классы, развивающие актерскую физику. Как играть Шекспира? Студенты искали ответ на этот вопрос вместе с английским режиссером и педагогом, уже много лет специализирующимся на творчестве Шекспира, как в преподавательской, так и в режиссерской деятельности. Удивительно, но Иан Вулдридж, работая со смысловым и вербальным уровнями, продолжил мысль преподавателей, делающих акцент на работе с телом. Если Иана не убеждал чей-то показ, то он взрывался, требуя помнить: “Мы животные!”. И предлагал дальше рассматривать состояние персонажа, учитывая эту составляющую человеческой природы.

Конечно, самым ожидаемым был мастер-класс Яна Фабра. Приглашение столь легендарной персоны – фантастическое достижение Арт-дирекции фестиваля “Территория”. Первый, однодневный, блок прошел в Новом пространстве Театра Наций. Второй, четырехдневный, с актерами Гоголь-центра, – в репетиционном зале этого театра. Та легкость, с которой Фабр общался со студентами, не способна ввести в заблуждение, заставить поверить в простоту самой системы.

Вообще говоря, у Фабра очень насыщенные отношения с перформером, тот для него, по собственному признанию, одновременно объект наблюдения и анализа и собака-поводырь. Поле исследования Яна Фабра – не психология, а физиология. “Рыцарем красоты” может называться только перформер, прошедший пятилетнее обучение, включающее классический балет, йогу, философию и еще значительное количество иных дисциплин. Во время обучения в его театральной лаборатории группа составляет единый организм, что является духовным выбором каждого. Занятия зачас-тую продолжаются с 10 утра до 12 ночи, а потом еще обсуждение в кафе часов до трех утра.

В Москве Фабр настаивал: “Вы получите ровно столько, сколько готовы взять. Вам может стать скучно, но нужно продолжать”. На вопрос актеров, что он делает, если задумка невыполнима, Фабр засмеялся и ответил: “Такого не бывает. Мои коллеги очень изобретательны. Итог всегда богаче и сложнее того, что я придумываю”. Самыми обсуждаемыми студентами сентенциями Фабра можно назвать, пожалуй, две: “Самая сексуальная часть тела – мозг. Нет воображения – нет эрекции. Мозг равен всему телу. Особенно важна связь мозга и ступни” и “Эмпатия и способность к имитации – это высшая форма разума”.

В те же дни у Яна Фабра открывалась выставка в петербургском Эрмитаже, и четырехдневный воркшоп проводили, по преимуществу, помощники мастера, преподаватели его театральной компании “Troubleyn” Ивана Йозич и Кас-пер Вандерберге – “рыцари красоты”. Ивана уже 16 лет сотрудничает с Фабром, начинала же свою карьеру как балерина. Каспер – 8 лет, он потомственный актер. До приглашения Фабра у него уже был опыт актера уличного театра и перформера. Оба исполнителя не раз проводили подобные четырехдневные мастер-классы в Европе.

Ивана сразу задекларировала, что нечто похожее есть в системах Ежи Гротовского и Антонена Арто. Используя и развивая предыдущие системы, Ян Фабр ставит перед собой глобальную задачу – воспитание перформера XXI века. Если попробовать сформулировать основные задачи, предлагавшиеся актерам, участвовавшим в тренингах, то прорисовывается следующее: максимальный уровень эмоции без психологического настроя; не драматизировать, проходить через процесс физически; от физического действия к тексту; не вкладывать много энергии, а глубоко концентрироваться; почувствовать по-настоящему, не играть в театр.

Настраивая участников воркшопа на работу, Ивана говорила: “Работа с глубокими мышцами и глубоким воображением – фитнес для актера. Нет ошибок в процессе, вы сами решаете, где их сделали. Говорите случайности “да”. Вы точите карандаш, чтобы потом рисовать”. Наши новые интернет магазины сантехники : унитазы, умывальники и ванны

Одним из самых сложных упражнений было прожить ранение и умирание хищного животного. Ивана Йозич и Каспер Вандерберге призывали актеров: “Пройдите свою историю борьбы за жизнь, пробудите инстинкты, забудьте воспитание. Боритесь до последнего”. А вот упражнение на соблазнение дорожного чемодана могло показаться относительно легким и забавным. При этом Каспер виртуозно продемонстрировал, насколько неожиданными и практически бесконечными могут быть эти истории. На вопрос о сложности решения подобных задач в 24-часовом марафоне “Гора Олимп”, последней по времени премьере Яна Фабра, Каспер Вандерберге ответил, что помимо техники обязательно должен присутствовать юмор. Каждый день участникам тренинга приходилось выполнять одни и те же упражнения, проникая все глубже в свое сознание и свое тело. Ивана не уставала повторять три слова: “Step by step”.

Актриса Гоголь-центра, участница воркшопа, Ирина Выборнова поделилась своими ощущениями: “Для меня это генеральная уборка внутри себя. От чего-то нужно избавиться, а что-то вспомнить, отмыть и поставить на видное место. Не для кого-то, а для себя”.

Ивана Йозич на вопрос об участниках воркшопа ответила: “Я чувствую, что ребята будут думать о том, через что прошли. Ведь эта сессия была лишь одним шажком в направ-лении того процесса, в котором работаем мы. Одним вздохом. Надеюсь, это послужит им в будущем, какой бы художественной деятельностью они ни занимались”.

Дарина Крук, режиссер и актриса из Минска, студентка Школы фестиваля “Территория”, не зная слов Иваны, продолжила ее мысль: “Нам всем нужен Ян Фабр, его тренинги, какой бы театр мы ни выбрали”.

Ольга КОВЛАКОВА

Мастер-класс Яна Фабра. Фото И.МАТЕЯ

«Экран и сцена»
№ 21 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email