Платоновское упрямство

М.Бычков и А.Сокуров на “Эстафете чтения”. Фото В.ЛУПОВСКОГОШестой по счету, Платоновский сохраняет традиции предыдущих форумов, развивая и укрупняя найденные ранее идеи. “Модель фестиваля искусств – проста. Он аккумулирует в одном пространстве шедевры классики и эксперименты нового искусства”, – говорит художественный руководитель Михаил Бычков, и его слова не расходятся с делом.

В прошлом году возникла опасность потерять “Коммуну” – важнейшую арт-площадку в старом здании типографии, где печатались когда-то первые литературные опыты молодого Андрея Платонова. Волею судьбы здание пока сохранилось за фестивалем, хотя многое и в самом интерьере, и во дворе, где происходили концерты, пришлось восстанавливать заново. В этом году здесь возникли новые выставочные помещения, одно из них – на втором этаже, где разместилась тотальная инсталляция Александра Шишкина-Хокусая “Практики взросления”. Над вырезанными из фанеры фигурками детей, примостившихся на разнокалиберных стульчиках, возвышаются Пастыри – клирик и учительница. Страшноватая картина урока, способного ломать и калечить души.

На первом этаже “Коммуны” состоялся совсем иной урок – мощный образовательный проект, посвященный гениальному кинорежиссеру Сергею Эйзенштейну. Большую часть пространства заняла выставка “Незавершенный Эйзенштейн”, где представлены более 250 кадров фильма “Да здравствует Мексика!”, копий рисунков великого Мастера (их оригиналы хранятся в РГАЛИ). Создатели проекта Наум Клейман и Артем Сопин изо дня в день расширяли сопутствующую выставке программу, включавшую, к примеру, презентацию 110 номера журнала “Киноведческие записки” (ведущие Артем Сопин и Анна Ковалова). Зрители узнали об опытах Андрея Платонова-сценариста и экранизации рассказа “Песчаная учительница”. От фильма “Айна” сохранился лишь фрагмент, и он был показан в “Коммуне” наряду с фильмами Эйзенштейна и документальными лентами Наума Клеймана о жизни и творчестве режиссера.

Присутствие Наума Клеймана на фестивале создавало особую атмосферу интеллигентности и благородства. По сути, это был увлекательнейший мастер-класс, одинаково интересный и тем, кто знаком с историей кино, и неофитам. За тихими, простыми рассказами Наума Ихильевича вставала эпоха, возникала живая связь времен.

Выставочная программа фестиваля продемонстрировала широкую панораму искусства ХХ века, где художники театра и кинематографа шли рядом. Неслучайно Эйзенштейн считал себя учеником Всеволода Мейерхольда. А параллельно существовал знаменитый Камерный театр. Выставка “Театр Таирова и Коонен” из фондов Театрального музея имени А.А.Бахрушина, постоянного партнера Платоновского фестиваля, стала ярчайшим событием. Москвичи ломились зимой на выставку “Прорыв” в Бахрушинский, частью экспозиции были эскизы Павла Кузнецова, Александры Экстер, Александра Веснина, братьев Стенбергов. Но рядом находились работы не менее значимые. В Воронеже художники Камерного театра впервые оказались вместе, создав ослепительную картину триумфа русского авангарда, вдохновленного идеями великого режиссера. Эскизы к “Сакунтале”, “Саломее”, макеты, реконструированные костюмы, в частности, знаменитой Федры–Коонен, вписаны в пространство, где немалую роль играют фотографии Таирова и его труппы.

Мне повезло побывать на импровизированной экскурсии, которую провел для своих учеников Наум Клейман. Он вспоминал рассказы своего учителя Александра Румнева, бывшего актера Камерного театра. Румнев показывал, какую роль Александр Яковлевич Таиров придавал жесту: “разницу между жестом, направленным к партнеру, залу и (указывая вверх) – к трансцедентному, он объяснял, показывая, как Федра–Коонен поднимала руку, обращаясь к богам”.

История близкая оживала в интереснейшей выставке “Живу и вижу” художников-нонконформистов из коллекции поэта Всеволода Некрасова (она оказалась возможной благодаря ГМИИ имени А.С.Пушкина).

Если попробовать сформулировать одну из главных идей фестиваля, я бы рискнула назвать ее “Учителя и ученики”. Эту мысль подтверждают два из трех московских спектаклей по произведениям Андрея Платонова. Первый из них – “Епифанские шлюзы” Театра п/р О.Табакова поставлен режиссером-педагогом Мариной Брусникиной в форме урока. Действие происходит в классе литературы, где на стенах висят портреты Платонова, Солженицына, Шаламова, Бродского, Цветаевой. Учитель литературы (Игорь Шибанов), войдя к ученикам, видит на доске надпись мелом “Платонов – лох!” и меняет восклицательный знак на вопросительный. Экспозиция кажется несколько наивной. Однако в какой-то момент дидактика исчезает, и на первый план выходит собственно текст “Епифанских шлюзов”, тонко смонтированный с документальным материалом, фрагментами писем, рассказом о работе Платонова мелиоратором. Эта рифма дает многое в понимании рассказа о вечной борьбе с природой, которую хотят в приказном порядке изменить – царь ли Петр, вождь ли всех времен и народов. “Мы не можем ждать милостей от природы” – мичуринская формула в России во все времена оборачивалась жестоким и немилосердным отношением к людям.

Марина Брусникина сумела увлечь актеров (большинство из них – ученики Школы Олега Табакова) необыкновенной прозой Платонова. “Епифанские шлюзы” написаны особым, стилизованным старорусским языком. Захваченная сюжетом талантливая массовка оттеняет фигуру главного героя – британца Бертрана Перри (в него превращается учитель литературы), пронзительно сыгранного Игорем Шибановым.

На прошлогоднем фестивале лучшей постановкой критики единодушно назвали спектакль 3-го курса Мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ – “Платонов. Встреча первая”. В этом году рыжаковские выпускники показали “Фро” (режиссер Михаил Рахлин). Погружению в эпоху помогает язык советского кино, в первую очередь, актерская манера, знакомая нам по фильмам Григория Александрова, ученика Эйзенштейна. В спектакле “Фро” время от времени возникают кинокадры, в частности, финал “Цирка”, где счастливая американка в исполнении Любови Орловой марширует под музыку Дунаевского. “Теперь понимаешь?” – спрашивает ее дочь директора цирка Райка (Евгения Мельникова) – “Теперь понимаешь!” – восторженно отвечает та.А.Сопин, Н.Клейман, Т.Цыганова в Арт-центре “Коммуна”. Фото В.ЛУПОВСКОГО

Герои “Фро” говорят, как лозунги произносят. Скандируют бодрые речевки: ту-ту-ту – паровоз, ру-ру-ру – пароход, пыр-пыр-пыр – ледокол. Ни постановщик, ни исполнители не иронизируют, они пытаются понять психологию эпохи, сочувствуют своим героям. В финале на фоне портрета вождя звучат строчки песни: “И смотрит с улыбкою Сталин, советский простой человек”.

Платоновская тема по-разному трансформировалась в выставочных проектах. Один из самых значимых – персональная выставка Владимира Дубосарского “Когда я вырасту” в Музее имени И.Н.Крамского. Ряд картин, таких, как “Земля. Прадед”, “Похороны”, “Девочка с петухом”, “Мальчик с собакой” чрезвычайно близки духу произведений Андрея Платонова.

Фотопроект на тему платоновского человека Алексея Бычкова “Сокровенный” (он разработан вместе с актером Камилем Тукаевым) – попытка создать обобщенный образ героя писателя в выразительных снимках, напоминающих живописные полотна.

Фестиваль искусств насыщен событиями – музыкальными, театральными. В этом году партнером “Платоновского” стал фестиваль “Золотая Маска”. Воронежцы смогли увидеть два значимых спектакля последнего времени: “Пьяные” БДТ имени Г.А.Товстоногова по пьесе Ивана Вырыпаева (работа получила премию за лучшую режиссуру Андрея Могучего и за лучший актерский ансамбль) и “Три сестры” Тимофея Кулябина новосибирского “Красного факела”, недавно покорившие публику престижного международного фестиваля в Вене.

Как обычно, книгочеи и буквоеды устремились в праздничные дни на замечательную книжную ярмарку. В традиционной “эстафете чтения” (любой житель города может прочитать публично отрывок из прозы писателя, в чью честь назван фестиваль) принял участие кинорежиссер Александр Сокуров, именно он стал в этом году лауреатом Платоновской премии с формулировкой “за платоновское упрямство в постижении темы человека в котловане истории”. На церемонии в кинотеатре “Спартак” губернатор Алексей Гордеев сказал: “Мне приятно и почетно вручить вам эту премию, потому что я сторонник ваших принципов. Ваша картина “Одинокий голос человека” созвучна с нашей жизнью, фильм призывает нас оставаться собой, не поддаваться эмоциям толпы. Именно одинокий голос человека может создать крепкое государство, сильное общество…”. В ответном слове Сокуров благодарил губернатора за оказанную ему честь и подчеркнул, что “тяжелее всего автору добиться понимания и поддержки у соотечественников”. Кинорежиссер рассказал об огромном впечатлении от Арт-центра “Коммуна” и попросил главу региона спасти здание, уже ставшее любимым местом воронежской молодежи. “Ваша просьба – это все равно, что просьба Андрея Платонова. Будем над этим работать”, – пообещал Алексей Гордеев.

После церемонии состоялась встреча зрителей с Сокуровым, искренний разговор о сущностных проблемах жизни и литературы, а затем просмотр нового фильма режиссера “Франкофония”.

Одно из самых радостных событий Платоновского – Парад уличных театров, разноцветье карнавала. Среди его участников – Творческая резиденция СТД РФ, командированные на практику молодые актеры и режиссеры, художники и продюсеры. Их шествие открывал транспарант “ПЛАТОНОВВМАССЫ”. Лозунг идеалистический, но здесь, на фестивале, он казался вполне реальным.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
М.Бычков и А.Сокуров на “Эстафете чтения”
А.Сопин, Н.Клейман, Т.Цыганова в Арт-центре “Коммуна”
Фото В.ЛУПОВСКОГО
«Экран и сцена»
№ 12 за 2016 год.