Женщина восстает

• Катрин Денев в фильме “Отчаянная домохозяйка”
Тема феминизма серьезно разработана западными киноведами и критиками, например, Анн Каплан, Анетт Кун, Молли Хаскелл. В своей работе “Feminist Film Theory” Аннек Смелик дает краткое и толковое исследование этого вопроса. Мы же сосредоточились на единственном правовом поле, за которое изначально билось движение феминизма – признании равенства социальных прав женщин. Данная подборка рассказывает о фильмах, характеризующих эту борьбу и постепенное признание/непризнание женщин на равных с мужчинами.
 
“КРАСОТА ПО-АНГЛИЙСКИ”, 2004, режиссер Ричард Эйр.
Клэр Дэйнс играет Марию, костюмершу в театре. Она влюблена в “приму” лондонской сцены Кинастона, бисексуала, играющего культовые женские роли. Собственно, все женские роли играют мужчины, как и было принято до 1660-х гг. Тогда женщинам было разрешено появляться на сцене, а к исполнению мужчинами женских ролей стали относиться менее одобрительно.
Мария нарушает закон, поучаствовав в постановке малоизвестного театра как некая Маргарет Хьюз, и на следующий день становится скандальной знаменитостью, первой женщиной на английской сцене. Ее приглашают на прием к королю, где она производит впечатление, и результат – указ Карла II, разрешающий только женщинам играть женские роли. Мужчинам отныне исполнять их было запрещено. “Ваш наставник оказал вам плохую услугу, мистер Кинастон, он научил говорить, падать в обморок, кивать головой, но он не научил вас страдать, как женщина, любить, как женщина. Он заключил мужчину в женское обличье и оставил его там умирать. Я ненавижу Дездемону в вашем исполнении! Она просто умирает! Ни одна женщина не приняла бы смерть так легко, как бы сильно она ни любила! Она бы дралась!”
Кинастон был одним из последних так называемых “мальчиков-исполнителей” в эпоху Реставрации: молодых актеров, игравших на сцене женские роли. Благодаря привлекательной внешности, ему удавалось выглядеть убедительным в образах героинь: Сэмюэл Пипс после спектакля “Верный подданный” по пьесе Джона Флетчера, ставившейся в театре Кокпит, назвал его “прекраснейшей леди, которую я когда-либо встречал в своей жизни, лишь ее (!) голос был не очень хорош”. Последней женской ролью Кинастона стала Эвадна в “Трагедии девушки”, поставленной в 1661-м. Кинастон сделал успешную карьеру, играя мужские роли, особо удачной называли роль шекспировского Генриха IV.
 
“ЖЕНЩИНА ВОССТАЕТ”, 1936, режиссер Марк Сэндрич.
Кэтрин Хепберн, выдвигавшаяся на “Оскар” двенадцать раз и четырежды его получавшая, выросла в семье видной феминистки, возглавлявшей местное отделение суфражистской (“суфражизм” от suffrage – “право голоса”) организации, соратницы Маргарет Сэнгер в борьбе за право на контрацепцию. Этот ли факт, или какой иной повлиял на выбор в дальнейшем роли Памелы Тислуэйт, которую Хепберн исполнила в картине Марка Сэндрича.
Памела – нетипичная для своего времени (вторая половина XIX века) представительница женского пола, поскольку ее мало интересует брак и все эти женские штучки. Она больше сосредоточена на работе, то есть сегодня мы бы назвали ее карьеристкой, а раньше такое поведение было чем-то вроде чудачества. На работу она устраивается журналистской и писать вынуждена о шитье и кулинарии. Когда издатель ушел на больничный, взяла руководство журналом в свои руки и поставила на повестку дня обсуждение вопросов гендерного неравенства, детского труда, медицины, поиска работы среди женщин.
Данный фильм описывает ситуацию первой волны женского движения. “Первая волна” относится главным образом к суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под “второй волной” понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. “Третья волна” – продолжение “второй волны” и реакция на ее неудачу. Появление “третьей волны” относят к 1990-м годам.
 
“ЙЕНТЛ”, 1983, режиссер Барбра Стрейзанд.
Этот фильм выбран не потому, что мы любим песни Барбры Стрейзанд. Он кажется показательным в связи с тем правом, к которому стремится Йентл и которого были лишены женщины ранее. Правом на образование. Действие разворачивается в Восточной Европе в начале ХХ столетия. Героиня Стрейзанд, еврейская девушка, переодевается в мужскую одежду, чтобы осуществить свою мечту – получить образование. Несмотря на легкость жанра (музыкальная мелодрама, основанная на бродвейской постановке) и комичность истории с переодеваниями, обусловленную тем, что героине нужно изображать “своего” парня в компании мужчин и по закону жанра она влюбляется в парня, а его невеста влюбляется в Стрейзанд, все заканчивается счастливо (стоило только Стрейзанд показать грудь).
История эта вспомнилась в связи с пакистанской девушкой, отстаивающей право на образование в наше время. Малала Юзуфзай, получившая за свою борьбу пулю в лоб (и это не образная фигура речи), окрепшая после этого благодаря вниманию всего западного мира к ее истории, ставшая одним из основных претендентов на Нобелевскую премию мира в 2013 году (премия тогда ушла к ОЗХО – Организации по запрещению химического оружия).
 
“АНГЕЛЫ С ЖЕЛЕЗНЫМИ ЗУБАМИ”, 2004, режиссер Катя фон Гарнье.
Хилари Суонк любит выбирать роли бойцов, и это касается не только “Малышки на миллион”, за которую она была удостоена “Оскара”. В “Ангеле…” она сыграла Элис Пол. Ту самую, что наделала шуму в 1916 году, когда во время президентских выборов Вудро Вильсона организованная Элис “Национальная женская партия” лоббировала конституционную поправку для обеспечения права голоса для женщин. Пол и ее коллеги продолжали кампанию против Вудро Вильсона, отказывавшегося поддерживать поправку. В январе 1917 года “Национальная женская партия” провела первый пикет у Белого дома. Пикетчики, известные как “тихие стражи”, держали баннеры с требованиями права голоса. Это был пример ненасильственной кампании гражданского неповиновения. В июле 1917 года пикетчики были арестованы по обвинению в “затруднении движения” (ничего не напоминает?). Многие, включая Элис Пол, были признаны виновными и заключены в тюрьму, где Пол устроила в знак протеста голодовку (потом ее перевели в психиатрическое отделение больницы).
Фильм во многом мифологизирует и драматизирует жизнь Элис – на самом деле она жила долго и счастливо. А Вильсон в январе 1918 года, напуганный женщинами на грани нервного срыва, пришел к заключению, что женское избирательное право – необходимая и неизбежная мера. В 1920 году была принята 19-я поправка к Конституции США. Что забавно: мужчины смотрели фильм только ради Джулии Ормонд, заявленной в ленте и мелькнувшей в кадре буквально на пару минут.
 
“ОТЧАЯННАЯ ДОМОХОЗЯЙКА”, 2010, режиссер Франсуа Озон.
Фраза “освобождение женщин” впервые появилась в печати в 1966 году. Важное развитие феминистская теория в период “второй волны” получила во Франции. Озон гротескно и одновременно непринужденно передал борьбу женщин за свои права в середине 70-х. Главная героиня мадам Пижоль (Катрин Денев) олицетворяет пример незаурядной, как выяснится впоследствии, женщины, посвятившей себя мужу. Она провожает мсье Робера Пижоля на работу, хлопочет на кухне, встречает дочь Жоли, которая, будучи остра на язык, объясняет матери, что та для мужа лишь ваза, роскошное украшение для дома, услужливая домохозяйка без собственного мнения. К слову, Potiche, название фильма в оригинале, в переводе с французского – ваза, в переносном значении – человек, служащий для представительства, но не играющий реальной роли. Муж Робер (Фабрис Лукини у Озона же сыграет роль учителя “В доме”) действительно не считается с мнением супруги, много лет не спит с ней в одной спальне, ухлестывает за секретаршей и только и думает, что об управлении на фабрике зонтиков. Из-за забастовки рабочих, подточившей его здоровье, Робер вынужден передать правление жене. Она не только утихомирит ропщущих рабочих, но и наладит производство. И вообще, покажет себя как сообразительная, предприимчивая и действенная бизнес-вумэн.
Заслуга Озона в том, что он рассказывает о становлении гендерного равноправия без лишнего пафоса, легко и весело, здесь нет громких лозунгов, мсье Робер просто удивленно вскидывает брови “И что, теперь я домохозяйка?”. И революция проходит как-то естественно, словно само собой разумеющееся явление. И Озон говорит о красоте женщины (легко сказать, когда в кадре Катрин Денев!), но красоте более глубокой, к чему приходит и мсье Робер, заключающий, что если его жена и ваза, то явно не пустая. Часто новички задают закономерный вопрос как найти лучшее интернет онлайн казино какое казино выплачивает выигрыш и как найти на самом деле честное казино, которое позволит вывести свои деньги тогда, когда пользователь захочет..
“МУЖСКОЕ – ЖЕНСКОЕ”, 1966, режиссер Жан-Люк Годар.

этом фильме хотелось бы поговорить в связи с тем правом, которое получили женщины во Франции в 1967 году. Они все больше осознавали свое несогласие мириться с “биологической судьбой” и после Второй мировой войны начали открыто бороться за право иметь ребенка: “если я хочу и когда я хочу”. Надо отметить, что в то время во Франции действовал закон, принятый в 1920 году на волне борьбы с депопуляцией, который ограничивал доступ к контрацепции и ужесточал наказание за аборт. Активная борьба за права женщин принесла плоды в 1967-м – 28 декабря был принят закон, легализовавший контрацепцию во Франции (закон, однако, не допускал ее пропаганду; реклама в немедицинских изданиях была разрешена лишь в 2001-м).
У Годара в картине “Мужское – женское” – Париж 1966-го, все уже в открытую говорят о сексе, контрацепции и абортах. В фильме Годара (иначе это был бы не Годар!) вообще много говорят, диалоги и монологи составляют наибольшую удельную долю в неторопливом и в принципе бессюжетном (сюжет в 15 игровых эпизодов склеивают новеллы Ги де Мопассана) повествовании. Говорят больше всего главные герои: Поль (Жан-Пьер Лео) и Мадлен (Шанталь Гойя).
Поль – начинающий поэт, взращенный на левых идеях интеллектуал, только что вернувшийся из армии. Он фейерверком выдает всеразличные темы для обсуждения, интересуется глобальными проблемами человечества, вызывая на разговор о коммунизме, концлагерях и Вьетнаме, голоде в Африке, Бахе, Битлз и сексе. Мадлен он воспринимает не то чтобы пренебрежительно, но с долей снисходительности. Она олицетворяет в его глазах уютно-конформистскую жизнь эгоцентрика, на повестке дня в которой шопинг и карьера поп-певицы, что-то недалекое, буржуазное, зацикленное на отношениях с мужчинами, живущее одним днем. Он же – воплощение протеста, несогласия, движущую силу студенческой революции 68-го против устаревшей системы, разум и неравнодушие.
Я бы назвала Годара законченым сексистом, поскольку женщину он представляет такой безразличной ко всему, даже в вопросе о контрацепции она не может сформулировать внятной позиции, выходит только “я сомневаюсь”. Тем не менее, женщиной режиссер искренне восхищается, с эстетической, правда, точки зрения.
 
“ЖЕНЫ”, 1975, режиссер Анья Брейен.
Бетти Фридан в книге “Загадка женственности” (1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Фридан считала, что роль домашней хозяйки и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания так называемой “загадки женственности”. Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия “научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права – одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Все, что от них требуется, – это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей”.
Главные героини фильма Аньи Брейен не читали “Загадку женственности”, однако опытным путем пришли к схожим выводам. Три героини, бывшие школьные подружки Мие, Кайя и Гудрун, встретились на встрече выпускников, когда им было за тридцать. За спиной – брак, дети, домашние хлопоты и прочая суматоха. У Мие трое детей, муж и любовник. Кайя замужем и ждет второго ребенка. Гудрун в разводе, работает на шоколадной фабрике, врет подругам о ребенке, которого и не собирается заводить. И все они, несмотря на кажущееся благополучие, глубоко несчастны, полны разочарования от неполноты собственной жизни.
В истории кино данную ленту ставят в противовес “Мужьям” (1975) Джона Кассаветиса. Анья Брейен к тому же посчитала, что еще не обо всем высказались ее героини, поэтому стоит давать им такую возможность каждые 10 лет. Образовалась трилогия: “Жены” (1975), “Жены – 10 лет спустя” (1985), “Жены III” (1996). Сейчас данная трилогия символизирует процесс пробуждения норвежских женщин, которые готовы принимать участие в общественной жизни и строить карьеру на равных с мужчинами.
К слову, в июне 2013 началось обсуждение закона, по которому Норвегия может стать первой европейской страной, где женщин призывают в армию (ибо все граждане должны иметь одинаковые права и обязанности независимо от пола). В настоящее время правительство Норвегии наполовину состоит из женщин, также в стране действует закон, по которому не менее 40 процентов состава советов директоров открытых акционерных обществ должны быть представительницами прекрасного пола.

Наталья ЗАХАРОВА
«Экран и сцена» № 8 за 2014 год.