Залежалое зло

Кадр из фильма “Люди Икс: Апокалипсис”“Люди Икс: Апокалипсис”. Режиссер Брайан Сингер

Юные мутанты, ученики школы профессора Ксавье (Джеймс МакЭвой), бурно обсуждая какую-то франшизу, сойдутся на том, что третий фильм любой саги всегда самый плохой. По всей видимости, режиссер Брайан Сингер, который очень хотел снимать третью картину о Людях Икс, но не смог из-за напряженного графика, так до сих пор и не простил Бретта Рэтнера, которому доверили эти съемки.

О том, каким обычно бывает восьмой фильм, мутанты-школьники не говорят ничего, а между тем вот он – восьмой: “Люди Икс: Апокалипсис”, динамичный и немногословный. Его слоганом могла бы стать фраза “Он пугает, а мне не страшно”, хотя Брайан Сингер явно рассчитывал на что-то другое, когда представлял публике нового злодея, Эн Сабах Нура (Оскар Айзек).

По сути, кроме этого персонажа, в картине ничего нового нет, в основном само-повторы, иногда даже покадровые. Но если относиться к героям-мутантам с симпатией, то “Люди Икс: Апокалипсис” доставить удовольствие способен: там много завораживающих деструктивных сцен, красивых боев и шуток, за которые в основном отвечает Питер “Ртуть” (Эван Питерс), умеющий останавливать время.

А еще, безусловно, можно вечно наблюдать за битвой добра и зла в душе Магнето (Майкл Фассбендер). Он оставил старые дела, поселился в маленьком польском городке, устроился на завод и мирно жил с женой и дочерью, пока случай не заставил его проявить свои сверхспособности: мутант остановил в воздухе чугунную болванку, а она должна была убить его коллегу. Хороший поступок повлек за собой плохие последствия – полицейские вознамерились арестовать Магнето, и в борьбе погибли его жена и дочь, маленькая Нина, у которой уже начали проявляться сверхспособности: она могла управлять птицами.

К совершенно раздавленному происшедшим Магнето явился Эн Сабах Нур, прародитель всех мутантов, хтонический злодей, многие тысячелетия пролежавший под завалами египетской пирамиды.

Цель злодея – очистить Землю от слабых и ненужных, и он приходит в восторг, когда видит по телевизору сюжет о ядерном оружии, потому что это очень быстрый способ устроить зачистку. Но Эн Сабах Нуру нужны помощники, и он вербует их среди мутантов. Молодая египтянка Ороро, она же Шторм Ангел с белыми крыльями, и Псайлок, умеющая превращать энергию в оружие, легко переходят на его сторону, потому что Эн Сабах Нур способен увеличивать их силу.

С Магнето все сложнее, но после того, как ему позволяют уничтожить Освенцим, где погибли его родители, он тоже становится сторонником Нура, правда, не очень рьяным. Практически весь фильм Магнето изживает свою боль, и те разрушения, которые он производит в пространстве, связаны не с тем, что он готов помогать прародителю мутантов, а с тем, что ему, в его состоянии, просто необходимо что-то разломать, чтобы освободиться от тяжелых воспоминаний.

Далее Нур планирует устроить массовую зачистку и освободить землю от ее обитателей, но на его пути встает группа отважных мутантов и хорошо знакомая любителям франшизы агент ЦРУ Мойра Магтаггерт (Роуз Бирн), отвечающая за очень тоненькую, но все же присутствующую в фильме любовную линию.

Выяснится, что профессор Ксавье после их романа решил стереть Мойре память, однако ближе к финалу, после мучительной битвы с Эн Сабах Нуром, потерявший все волосы профессор все-таки признается в содеянном, и агент ЦРУ посмотрит на него в ответ нежным взглядом.

Волосы Шарля Ксавье, Освенцим и несколько небоскребов – вот не самый масштабный список разрушений, которые Эн Сабах Нур произвел на Земле, хотя замах у него был куда больше. Правда, у него получилось зазомбировать большое количество военных, в результате чего все ядерные державы запустили свои ракеты – но тогда фильм бы слишком быстро кончился. Поэтому даже не успеваешь как следует испугаться, как кто-то из группы мутантов выталкивает ракеты в космос, и ни одна из них не достигает цели. Так, собственно, и развивается весь фильм – Эн Сабах Нур делает ход, а мутанты отвечают, и с каждым разом становится все яснее, что прародителю всех мутантов своих потомков не победить: те тысячелетия, что он провел под камнями, сказались на его умениях не самым позитивным образом.

Когда Эн Сабах Нур оживает и принимается бродить по Каиру, кто-то из прохожих называет его клоуном (и тут же прощается с жизнью). Внешний вид злодея действительно довольно-таки забавен и вызывает большое сочувствие к актеру, которому приходилось носить на себе килограммы грима. Но дело не только в этом: Нур, несмотря на все ухищрения, выглядит не хтоническим злом, не настоящим мастером Апокалипсиса, не грядущим убийцей всего живого, а существом неповоротливым и в чем-то безнадежно устаревшим. И порой за него даже неловко, как неловко, например, за то, что очередная сцена разрушений сопровождается второй частью Седьмой симфонии Бетховена. Музыка, бесспорно, превосходная, но использовать ее для сцен катастроф уже давно стало общим местом, и Брайан Сингер просто не мог об этом не знать. Тем более, что в фильме есть чудесная сцена, в которой Ртуть пролетает сквозь огонь под песню “Юритмикс”, и вот там все на месте – и актер, и музыка, и впечатление производится именно то, какое задумано. Кстати, Ртуть с самого начала ведет себя, как клоун, и выглядит это очень здорово.

Еще одна сцена, где персонаж смотрится довольно придурковато, происходит в тюрьме – там производятся опыты над мутантами. Из одной камеры вырывается существо, которому стерли память, чтобы превратить в сверхоружие. Это Росомаха (Хью Джекман) – в трусах, с перекошенным лицом и странным агрегатом на голове.

На Джекмана посмотреть всегда приятно, но на экране он пробудет всего пару минут; Феникс (Софи Тернер) усмирит его, вернет часть памяти, и Росомаха, весело щелкая когтями, убежит на улицу. Этот бодрый эпизод, как можно догадаться, предваряет следующую, девятую часть саги, которая выйдет весной 2017 года и будет называться “Росомаха-3”.

А на сюжеты десятой, одиннадцатой и далее частей намекает профессор Ксавье, он признается, что мечтает учить в своей школе не только мутантов, но и обычных школьников, чтобы научить их друг друга понимать. Хотя для этого ему придется повышать свою педагогическую квалификацию, поскольку трудно представить, что обычные школьники не изойдут завистью по отношению к своим товарищам, умеющим читать мысли, летать, останавливать время, менять внешность и выбрасывать из глаз огненные лучи.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 10 за 2016 год.