Крупный план

Кадр из фильма “Духless 2”Кадр за кадром…

…Занавески колышатся от легкого летнего ветра, девочка читает французский роман, а в воздухе разлита влюбленность. “Сто дней после детства”. Оператор Леонид Калашников.

…Последнее безмятежное детство. Ребята примостились на парапете набережной, но совсем скоро поезд увезет их далеко-далеко, и не оставляет предчувствие роковых событий. “До свидания, мальчики!”. Оператор Леван Пааташвили.

…Задымленный осенними кострами московский бульвар. Пустынный предрассветный город и мигающие огни светофоров. Первый выпавший снег – белый-белый. “Застава Ильича”. Оператор Маргарита Пилихина.

…“Я родом из детства”, “Осень”, “Подранки”, “Из жизни отдыхающих”, “Сталкер”. Оператор Александр Княжинский. О “Сталкере” он напишет: “Помню первый съемочный день, когда была выложена громаднейшая декорация (этот кадр мы готовили три дня). Перед началом съемок Тарковский подошел ко мне и сказал: “Сашуля, давай договоримся, что если у нас с тобой будет блистательное изображение, считай, что картина получилась”. Таких слов я не слышал до того и вряд ли уже услышу теперь”.

Классики и современники. Двенадцатая церемония операторской премии “Белый квадрат” началась с них. Это поклон таланту. Благодарность за открытия в творчестве. Признание в любви.

“Все они красавцы, все они таланты, все они поэты”. А выбрать надо было одного. Точнее – двух. По одному за каждый год, 2014-й и 2015-й, поскольку церемония “Белого квадрата” в прошлом году не состоялась. Не состоялась по вполне прозаической причине – отсутствия финансов. Проводить церемонию абы как Гильдия кинооператоров Союза кинематографистов, учредитель премии, не хотела. Хотела красиво, празднично, элегантно, ведь это тот самый вечер, когда мастера киноизображения выходят на первый план, собираются в своем кругу. А свой круг для них – “квадрат”. Белый. “Белый квадрат” – премия киноизобразительного искусства.

На звание лучшего оператора 2014 года было пять претендентов. Леван КАПАНАДЗЕ (“Испытание”, режиссер Александр Котт), Михаил КРИЧМАН (“Левиафан”, режиссер Андрей Звягинцев), Сергей МАЧИЛЬСКИЙ (“Шагал – Малевич”, режиссер Александр Митта), Владислав ОПЕЛЬЯНЦ (“Солнечный удар”, режиссер Никита Михалков), Александр СИМОНОВ (“Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына”, режиссер Андрей Кончаловский).Кадр из фильма “Испытание”

Пятеро претендовали на звание лучшего оператора 2015 года. Игорь ГРИНЯКИН (“Территория”, режиссер Александр Мельник), Павел КАПИНОС (“Духless 2”, режиссер Роман Прыгунов), Геннадий КАРЮК (“Конец прекрасной эпохи”, режиссер Станислав Говорухин), Юрий КОРОЛЬ (“Битва за Севастополь”, режиссер Сергей Мокрицкий), Юрий РАЙСКИЙ (“Орлеан”, режиссер Андрей Прошкин).

Кстати, у Михаила Кричмана уже есть два “Белых квадрата” – за “Елену” и “Изгнание” и номинация за “Возвращение”; у Сергея Мачильского их тоже два – за фильмы “В движении” и “Свои” и две номинации (“Связь” и “Тот, кто гасит свет”); у Юрия Райского “Белый квадрат” за “Орду” и номинации за “Бой с тенью” и “Миннесоту”.

А жюри на десятку избранных было одно: операторы Олег Лукичев (председатель), Петр Духовской, Сергей Трофимов, режиссер Кирилл Серебренников, художник Сергей Февралев, актриса Алена Бабенко, продюсер, генеральный директор Госфильмофонда РФ Николай Бородачев. Поступили они вполне разумно, дальновидно. Своим решением, можно сказать, двух зайцев убили. В выигрыше оказалось и авторское кино, и кино зрелищное, жанровое.

Из первого списка номинантов в лауреаты выбрали Левана КАПАНАДЗЕ, снявшего “Испытание” и уже получившего за него приз “Кинотавра”-2014 (а у самого “Испытания” – Гран-при того же “Кинотавра”). Вручая Капанадзе премию, Олег Лукичев признался: “Это фильм, который мечтал бы снять каждый оператор. Он без слов”.

“Испытание” – про испытание ядерной бомбы в казахской степи. А еще про любовь. И слова не нужны. Изображение говорящее. Ее платье и его рубашка, сохнущие на веревке, под ветром словно обнимают друг друга. Кажется, что самолет летит сквозь туман, а на самом деле едет по земле, а “туман” – белая овечья шерсть. Девичье лицо сквозь прозрачную занавеску. Заходящее солнце и травы в багровом свете. Кора старого дерева и стекающая по нему вода. Бесконечная дорога, колышется ковыль, бьет по лицу дождь. Небо с редкими облаками. И страшный взрыв над степью. И двое влюбленных, взявшихся за руки в преддверии страшного конца.

Давно потерянное на кинематографических просторах поэтическое кино.

А на подходе “Дама пик” Павла Лунгина. Оператор – Леван Капанадзе.

Из второго списка номинантов в лауреаты выбрали Павла КАПИНОСА.

“Духless 2”, история молодого состоятельного топ-менед-жера, сбежавшего от столичных проблем на индонезийский остров, – стильный, динамичный. Кадры выстроены с изыском. От балийских пейзажей не оторвать глаз – райская жизнь как она есть. Об океане и говорить нечего; океан сам по себе притягателен, а в исполнении Павла Капиноса и вовсе завораживает. Данила Козловский с несходящим загаром роскошно выглядит и в смокинге, и в пляжных шортах, на серфе на гребне волны и в поблескивающем лимузине, на фоне островных пальм и на фоне городских джунглей. Кино – экстремальное по сюжету и по съемкам. С драйвом снято.

Премию имени Сергея Урусевского за вклад в операторское искусство вручили Ломеру Ахвледиани. Черно-белая короткометражка “Кувшин” двойной дебют – оператора Ахвледиани и режиссера Ираклия Квирикадзе. Потом были “Ожерелье для моей любимой” и “Древо желания” Тенгиза Абуладзе, “Белый праздник” Владимира Наумова, “Твой сын, земля” и “Житие Дон Кихота и Санчо” Резо Чхеидзе, “Благословите женщину” Станислава Говорухина. Были игровые фильмы, документальные, видовые, фильмы, снятые для телевидения.

Юная Марита в “Древе желания” нашептывает своему возлюбленному: “Вокруг нас все живое, у всего есть душа. Роса на траве – слезы земли. Весной цветами смеется она. А небо смеется звездами. Там, где упадет материнская слеза, вырастет фиалка”. У Ахвледиани земля весной и впрямь смеется цветами, и у всего есть душа.

За премией “Операторское признание” вышла целая команда: продюсеры Анна Михалкова и Максим Королев, режиссер Алексей Агранович, художник-постановщик Игорь Гурович. Двенадцать лет они занимаются подготовкой и проведением церемонии “Белого квадрата”. И, судя по результатам, будут продолжать.

А вскоре, как сообщил прибывший на церемонию министр культуры, появится фирменный поезд, который будет носить имя оператора Вадима Юсова. Не сообщил только, по какому маршруту поезд этот будет ходить.

Елена УВАРОВА
«Экран и сцена»
№ 9 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email