Уроки тбилисского кинофестиваля

Кадр из фильма “Соломон”Под занавес 2015 года в столице Грузии отметили праздник кино. Обладателем “Золотого Прометея” – главного приза XVI Тбилисского международного кинофестиваля, организованного Центром киноискусства “Прометей”, стала турецкая картина Сенем Тузен “Родина”, получившая перед этим две награды Варшавского кинофестиваля. В фильме отражен в чем-то узнаваемый психологический конфликт между матерью как носительницей традиций и дочерью c более свободными взглядами. Дочь испытала немало разочарований в личной жизни, нарушила незыблемые каноны, диктующие модель поведения женщины в консервативной среде, и пытается вновь обрести себя, найти свой путь в творчестве, писательском труде. Приезд матери мешает осуществлению ее планов и возвращает молодую женщину в состояние хаоса и безысходности.

Это очень эмоциональное кино. Главные роли блестяще сыграли Эсра Безен Бильджин и Нихаль Колдаш. На протяжении всей картины зрители с неослабевающим напряжением и интересом следят за накалом страстей, сложными, драматичными взаимоотношениями двух женщин, близких и одновременно совершенно не похожих друг на друга. Обе несчастны, а главное – не способны ни достичь взаимопонимания, ни помочь друг другу выйти из тяжелого кризиса.

По уже сложившейся традиции, Тбилисский международный кинофестиваль ежегодно выбирает цвет (в 2015-м был выбран фиолетовый) и основную тему – в этот раз он прошел под эгидой феминизма; в фокусе внимания оказались защита прав женщин и развитие гендерной демократии. Под рубрикой “Женский взгляд” показали полнометражные художественные и документальные картины, снятые кинорежиссерами-женщинами.

“Женской” проблематике был посвящен мастер-класс профессора Колумбийского университета Ричарда Пенья “Женщины и социальные изменения”, прошедший в рамках международного проекта “Кино для социальных изменений” – он осуществляется по всему миру (кураторы – Ричард Пенья и главный редактор крупнейшей польской ежедневной газеты и легендарный участник польской “Солидарности” Адам Михник) и включает показ фильмов, отражающих важнейшие политические и социальные процессы сегодняшнего дня, мастер-классы, встречи, лекции, дискуссии.

Фильмом открытия стала грузинская картина, название которой напоминает женское имя – “Мойра” (кстати, она была выдвинута от Грузии на награду американской Киноакадемии “Оскар”). В переводе с греческого “Мойра” – это “доля”, “участь”, а в древнегреческой мифологии так называли богинь судьбы. В фильме “Мойра”, снятом Леваном Тутберидзе, это романтичное имя присвоили рыболовному судну.

Картина затрагивает две традиционные (!) для тбилисского фестиваля темы – социальные вопросы и проблемы молодежи. Она и стала своего рода ориентиром для тех, кто смотрел, в первую очередь, конкурсные ленты. Ведь организаторы кинофорума из года в год проявляют завидное постоянство в выборе фильмов-участников – их героями чаще всего являются молодые люди, пытающиеся выжить в жестоком мире, найти свое место в жизни, обрести счастье, а может быть, сказать свое веское слово современникам. Как правило, они не боятся брать на себя ответственность за других, принимают нестандартные решения, бросают вызов судьбе.

Герой фильма “Мойра” Мамука – именно такой молодой человек. Несмотря на молодость, у него уже немалый жизненный опыт. Преимущественно негативный, за его плечами – тюремный срок. Вернувшись из мест заключения, Мамука оказывается в сложнейших обстоятельствах. Его семья на грани распада: мать, в течение многих лет работавшая в Греции, чтобы обеспечить семью, за долгое отсутствие отвыкла от своих близких, ее тяготит пребывание на родине, между ней и мужем, прикованным к инвалидному креслу, – отчуждение.

Младший брат связался с криминальной компанией, которая занимается похищением и убийством людей. Мамука надеется, что небольшое судно, приобретенное им в долг и названное многообещающим именем “Мойра”, поможет ему переломить судьбу, сплотить семью, добиться ее благополучия, защитить от невзгод. Кажется, ему удается добиться цели… но ценой собственной жизни – с Мамукой расправляются отморозки.

В итальянской картине “Средиземноморье”, удостоенной “Серебряного Прометея” за лучшую режиссуру (режиссер Ионас Карпиньяно), молодой герой поставлен в еще более суровые условия выживания: ему приходится добывать средства для существования за границей. Айива, иммигрант из Буркина-Фасо, работает на цитрусовых плантациях Италии. Это честный и трудолюбивый человек, который пытается обеспечить свою семью, оставшуюся на родине. Но чужбина встречает его, мягко говоря, неласково – как и других его товарищей, оказавшихся в том же положении. Фильм И. Карпиньяно показывает окружающие Айиву реалии с документальной точностью и бесстрастностью. Это правда, как она есть – без прикрас и сантиментов. Достоверность экранного существования актера Кудуса Сейхуна поражает. Пишут, что он сам родом из Буркина-Фасо и не понаслышке знает о “прелестях” чужеземного рая.

Персонажи мелодрамы с элементами лирической комедии “Пикадеро” (Испания/Великобритания, режиссер Бен Шеррок), вследствие экономического кризиса в Испании, тоже пытаются искать свое счастье за границей, и это разрушает связи – дружеские, любовные, всякие. Молодой герой картины по имени Горка вначале теряет друга, уехавшего в Германию, а потом и возлюбленную – она надеется добиться успеха в Великобритании. Оба эмигранта не хотят мириться с прозябанием на родине – в отличие от них Горка предпочитает остаться в Испании, где у него есть шанс получить нормальную работу. Однако радужные мечты о совместной жизни с любимой развеялись как дым…

В Италии пытается начать новую жизнь Хана, молодая героиня конкурсного фильма “Клятвенная девственница” (режиссер Лаура Биспури, Италия), давшая в Албании обет целибата. В северной деревне, в горах, это делало женщину более независимой, она приобретала больше прав в косном, отсталом обществе. Спустя время “амазонка” Хана приезжает в Италию, к сестре. В новых и более свободных реалиях в девушке происходит переоценка ценностей: она нарушает данный обет, открывая в себе женское начало. Свободолюбивая от природы, Хана в любой среде – патриархальной или демократичной – стремится быть самой собой, жить так, чтобы ее личность никем и ничем не подавлялась.Кадр из фильма “Мойра”

Модель тоталитарной системы, подавляющей и уничтожающей личность, представлена в фильме немецких кинематографистов “Бункер” (режиссер Никиас Криссос). В центре киноповествования, построенного по каконам абсурдистской драмы, – семья: отец, мать, сын Клаус. Великовоз-растного отпрыска с явными признаками вырождения психически ненормальные родители воспитывают в бункере, в полнейшей изоляции от окружающего мира. За малейшую провинность жестоко наказывают. Особым садизмом отличается мать, патологически привязанная к сыну.

В бункере, в поиске уединения для исследовательской работы, поселяется некий студент. По желанию родителей он начинает заниматься с Клаусом и волей-неволей вовлекается в жутковатые игры странной семейки. В итоге, пытаясь вырваться из ада и спасти своего подопечного Клауса, он становится жертвой этих маньяков. Что касается Клауса, то ему удается разорвать психологические путы, освободиться от влияния сумасшедшей матери и вырваться на свободу. Что ожидает Клауса “на воле”, можно только догадываться, ведь он абсолютно не приспособлен к жизни в миру. Но для него незнакомый и потому страшный мир гораздо предпочтительнее, чем семейные застенки. Фильм произвел довольно сильное впечатление, но, увы, не был отмечен на фестивале.

Обошли призами и остросоциальную драму “Урок” (Болгария/Греция, режиссеры Кристина Грозева и Петар Валчанов), уже не раз раз отмеченную на различных фестивалях. Учительница английского языка Наде собирается преподать своим ученикам урок нравственности – наказать маленького воришку, промышляющего в классе. Однако в безвыходных обстоятельствах сама преступает закон – за ограбление банка ее разыскивает полиция.

Урок мужания проходит и обаятельный герой эстонской ленты “Нулевая точка” (режиссер Михел Улк) Иоханнес – талантливый юноша, поэт. Ему предстоит преодолеть многое, испытать на себе несправедливые обвинения, враждебное отношение окружающих, предательство, даже насилие. Но все завершается хэппи-эндом. Типичная тинейджерская картина.

В национальном конкурсе тбилисского фестиваля участвовали девятнадцать грузинских картин (игровых полнометражных, короткометражных, документальных). Среди полнометражных работ победил “Соломон” Зазы Халваши – вновь с ярко выраженным социальным акцентом. Герой картины – музыкант с библейским именем Соломон. Это бессребреник, чистый человек, наделенный самобытным, оригинальным талантом, но невостребованный в современном мире. Соломон живет в космосе своей музыки и этим счастлив. Интересно, что Заза Халваши поначалу задумывал картину о режиссере, который не может найти средства для съемок фильма. Тема, волнующая многих кинематографистов в Грузии (да и не только в Грузии). Но встреча с реальным музыкантом по имени Соломон произвела на него столь сильное впечатление, что он изменил сценарий и сделал его героем музыканта. Рассказал историю одинокого, неприкаянного творца, живущего в старом доме и сочиняющего музыку.

Лучшая “короткометражка” – “Человек с поминок” Торнике Бзиавы; лучшая документальная лента – “Когда Земля легкая” (Саломе Мачаидзе, Тамуна Карумидзе и Давид Месхи), поэтический фильм о современной молодежи: скейтерах, артистах, музыкантах постсоветской Грузии, которые теряются в поисках признаков несуществующей свободы и романтического состояния души.

Впервые отметили кинематографистов-ветеранов “за значительный вклад в развитие мирового кинематографа”. Обладателями “Золотого Прометея” стали грузинский режиссер Лана Гогоберидзе и ее армянский коллега Арутюн Хачатрян.

К сожалению, в конкурсе нынешнего фестиваля не было российского фильма (кстати, в 2012 году обладателем “Серебряного Прометея” стала работа Георгия Параджанова “Все ушли”). Вне конкурса, в рубрике “Форум европейского кино”, режиссер Елена Хазанова представила свою картину “Синдром Петрушки” с потрясающими Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым. Показали “медленное, вдумчивое” кино Бакура Бакурадзе “Брат Дэян” (главный приз XIII международного фестиваля “Меридианы Тихого”).

В Тбилиси Бакур Бакурадзе провел мастер-класс. Секретами профессии поделились также американский сценарист и режиссер Майкл Хоффман; англичанка Марта Файнс, снявшая “Онегина”, – его показали на нынешнем фестивале в Тбилиси; французский кинокритик Барбара Лори; Адам Михник и Ричард Пенья; продюсеры из Германии, Нидерландов, Израиля.

Отметим, что в последние годы тбилисский фестиваль вызывает большой зрительский интерес. Не стал исключением и нынешний. Залы двух кинотеатров, “Амирани” и “Руставели”, где в течение недели проходил показ фильмов, были, как правило, переполнены.

Инна БЕЗИРГАНОВА
«Экран и сцена»
№ 1 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email