Женские судьбы

• Сцена из спектакля “Фронтовичка”
Режиссерские лаборатории на сегодняшний день – одна из самых распространенных форм работы с молодой режиссурой. Возможность проверить свои силы, подготовив за несколько дней практически полноценный спектакль – полезный опыт для начинающего (и не только) режиссера. Впрочем, такой характер профессиональной практики имеет и свои отрицательные стороны. В частности – вырабатывает у постановщика короткое дыхание, привычку к спринтерским дистанциям. И далеко не всякий режиссер, максимально выложившийся за пятидневный – а то и меньший – репетиционный срок, оказывается способен довести незаконченный опус до совершенства.
Театр Наций в рамках программы по поддержке театров малых городов России проводит выездные лаборатории уже не один год. И здесь главным объектом внимания является именно театр-участник проекта, его интересы, потребности и особенности. Все это учитывается еще на подготовительной стадии. И пьесы, и кандидатуры режиссеров должны соотноситься со спецификой конкретного творческого коллектива, его историей, мобильностью и прочим своеобразием.
В Кронштадт, вернее, в Драматический театр Балтийского флота, были рекрутированы – Кирилл Сбитнев, московский режиссер с петербургскими корнями (выпускник СПбГАТи, мастерская Григория Дитятковского), Александр Хухлин, выпускник РУТИ-ГИТИС (Мастерская Сергея Женовача) и ученик Кирилла Серебренникова Александр Созонов. Все трое – молодые режиссеры, уже с опытом и получившие “хорошее воспитание”. Сбитнев, дебю-тировавший как режиссер в 2008 на сцене Театра Наций авторским спектаклем “Письма к Фелиции” по дневникам Ф.Кафки, на протяжении нескольких лет выступает ассистентом Деклана Доннеллана в его российских проектах, преподает во ВГИКе. Александр Хухлин – один из авторов спектакля РАМТа “Волшебное кольцо”, удостоенного спецприза фестиваля “Золотая Маска”, ставил в знаменитом новосибирском “Красном факеле”, на сценах Рыбинского, Красноярского и Новошахтинского драмтеатров. Александр Созонов имеет опыт постановок различных перформансов и спектаклей как в России, так и за рубежом. На сцене Театра имени Ермоловой в его режиссуре идет “Потрет Дориана Грея” с худруком театра Олегом Меньшиковым в роли сэра Генри.
В общем, команда сложилась крепкая, готовая к встрече с “военным” театром, созданным в 1930 году по пожеланию маршала Клима Ворошилова. Само собой разумеется, что своеобразие кронштадтского театра определяется его профилированностью. Недавно тут начались репетиции спектакля по повести Василя Быкова “Сотников”. Хотя в целом репертуар театра – вполне партикулярный: в его афише – Б.Джонсон, Л.Разумовская, Т.Уильямс, Ю.Поляков… Последняя премьера театра – “Калека с острова Инишман” М.Макдонаха в постановке нового, вот уже как год, главного режиссера театра Михаила Смирнова – ровесника режиссеров-участников проекта.
Балтийцы, очевидно, не случайно, остановили свой выбор на пьесах, связанных с военной темой: “Фронтовичка” Анны Батуриной и “Саня, Ваня с ними Римас” Владимира Гуркина, со снайперской точностью распределив роли, благо в театре хорошая труппа. В центре обеих пьес – женские судьбы, деформированные войной. Пьеса Батуриной о недоучившейся в хореографическом училище девушке-сержанте Марии Петровне Небылица, и после демобилизации оставшейся все той же прямой и бескомпромиссной фронтовичкой. В самой фамилии героини – Небылица – есть отсылка к народному сказу и намек на некую неправдоподобность жизненных путей героини. Александр Хухлин рассказал же абсолютно реальную историю обманутой любви, которая подавила в героине женщину с большей жестокостью, чем окопы и тиф, что очень точно передано исполнительницей заглавной роли Натальей Ермолаевой. Поведать о жизни сразу трех сестер удалось и Александру Созонову. В эскизе “Саня, Ваня, с ними Римас” шутейная игра артистов, появляющихся на сцене в современной одежде, а потом вместе с костюмами примеряющих на себя характеры своих героев, постепенно захватывает внимание зрителей и становится серьезным и драматически напряженным повествованием о превратностях людских судеб. Одним из безусловных достоинств этих работ оказалось умение рассказать историю, ставшее сегодня в театре если не редкостью, то неким дефицитом.
Женская история лежит и в основе пьесы Ярославы Пулинович “Жанна”. Жертвой мужской неверности здесь становится преуспевающая российская бизнесвумен, брошенная своим заместителем (по совместительству любовником) ради нищей студентки. И опять же у постановщика на первый план вышла именно женская судьба, причем даже не одной, а двух женщин. Ибо Кирилл Сбитнев наделил и заглавную героиню (Ольга Бережная), и ее юную соперницу Катю (Виктория Заболотная) спектором противоречивых эмоций, обнаружив в безжалостной расчетливой Жанне глубоко упрятанную способность чувствовать, а во внешне беспомощной инфантильной Кате жесткость, способную сделать из нее в будущем очередную Жанну.
Станут ли вышеназванные работы со временем спектаклями – покажет время, но то, что лабораторной опыт был полезен и для молодых режиссеров, и для театра – совершенно очевидно. Тем более что для актеров труппы параллельно с репетициями проходили мастер-классы по сценической речи и сценическому движению, которые вели соответственно московские педагоги Марина Гарсия Солано (педагог Школы-студии МХАТ и Театрального колледжа Олега Табакова) и Владимир Гончаров из Щукинского училища. Секс знакомства по веб камере, виртуальный секс доступен хоть каждую секунду. Бесплатный эровидеочат BongaCams Онлайн видеочат с девушками,парами,парнями.Общайся бесплатно в видео чате бонгокамс. Видео веб камеры раскроют вам тайный мир пикантных виртуальных развлечений и познакомит с лучшими.

Алла МИХАЛЁВА
«Экран и сцена» № 13 за 2014 год.

Print Friendly, PDF & Email