Владимир Мирзоев: «Пейзаж будущего»

Владимир Мирзоев. Фото А.ЙОКУЧем неспокойнее становится ситуация вокруг, тем больше интереса вызывает последняя пьеса-завещание А.П.Чехова “Вишневый сад”. Ведь в ней говорится о жизни на сломе эпох, о попытке человека найти свое место в стремительно меняющемся мире. В январе к “Вишневому саду” обратились сразу два театра. Владимир Мирзоев выпустил премьеру в Театре имени Пушкина, а Игорь Яцко – в “Школе драматического искусства”. Мы попытались понять, чем близка эта пьеса каждому из режиссеров.

– Почему вы выбрали для постановки именно «Вишневый сад»? Чем зацепила вас эта пьеса?

– Зацепила веткой, полной цветов и листьев… А еще – своим оригинальным жанром; это забавная пьеса о катастрофах: личной, финансовой, антропологической. Видимо, Чехов, годами балансируя на границе жизни и смерти, обрел что-то вроде пророческого дара или панорамного видения. Пейзаж ближайшего будущего открылся ему в виде развернутой метафоры вишневого сада.

– Чем сейчас современна и важна пьеса?

– Хотя бы тем, что мы (страна) тоже находимся на сломе эпох, в точке бифуркации. И в воздухе опять пахнет грозой.

– Не выглядит ли сейчас, в нашу эпоху практицизма, отказ Раневской поделить сад на дачи, сдать в аренду и таким образом спасти, непрактичным и необдуманным?

– Ничего не поделаешь: элита империи Романовых, русская аристократия, действительно, повела себя крайне само-уверенно и недальновидно. Саботируя земельную реформу, эгоистично настаивая на сохранении своих латифундий, приветствуя войну, эти люди спровоцировали революцию и стали изгнанниками.

– Как вы, репетируя спектакль, объясняли актерам, почему Раневская ничего не предпринимает, ожидая, что все уладится само собой?

– Простите, но мне не хочется раскрывать карты и заранее объяснять наш разбор. Постановка классического текста это всегда отчасти сюрприз.

– Важна ли для вас тема людей, которые вынуждены покинуть свой родной дом?

– Да, конечно. В 2014-м из РФ эмигрировало более двухсот тысяч граждан. Причем в основном это образованные молодые люди.

– Какой образ вишневого сада вы придумали вместе с художником Александром Лисянским? Какие декорации увидят зрители на сцене?

– Огромный, упавший навзничь “многоуважаемый шкаф”.

– Как вам работалось с актерами Театра Пушкина?

– Талантливая труппа, хорошая творческая атмосфера, работал с удовольствием. Кстати, существенная деталь: идея этого спектакля родилась в двух головах. Мы переписывались с Викторией Исаковой в фейсбуке и объяснились в тайной любви к Чехову и именно к этой пьесе.

– Какая сцена в вашем спектакле самая важная? Почему?

– Неважные сцены хороший драматург обычно вычеркивает. А если по какой-то причине этого не сделал драматург, это обязан сделать режиссер.

Беседовала Ольга РОМАНЦОВА
«Экран и сцена»
№ 3 за 2015 год.
Print Friendly, PDF & Email