Компьютер – друг человека

Фото С.ПЕТРОВА / Предоставлено пресс-службой театра
Фото С.ПЕТРОВА / Предоставлено пресс-службой театра

Спектакль “Новаторы” – четвертый проект документальной студии-OFF Театра имени Вл. Маяковского. Из историй людей, придумавших компьютер, артисты вместе с режиссером Никитой Кобелевым сочинили почти четырехчасовую сценическую композицию. Спектакль иногда захлебывается в подробностях, но в подробностях человеческих, не технических. С точки зрения популяризации науки все сделано безукоризненно: о сложном говорят доступно, так что даже человеку без особенных знаний о транзисторах и микрочипах общая идея ясна. Пониманию способствует и смена способа донесения информации: кроме актеров, разыгрывающих сюжет на небольшой сцене, на заднике – огромной перфокарте – идет видеотрансляция происходящего и демонстрируются фотографии вычислительных машин разных поколений (художник-постановщик Марюс Яцовскис; видеохудожник Илья Старилов).

Точкой отсчета стала работа математика и программистки Ады Лавлейс (юную Аду играет Дарья Хорошилова, взрослую – Зоя Кайдановская), четко описывающая возможности вычислительной техники далекого будущего. Но важен здесь не столько вклад в науку, сколько неординарность личности – яркий ум и смелость суждений, диковатость натуры, асоциальность и чувство глубокого одиночества, неуступчивость и уверенность в правоте, доходящая порой до наглости и самолюбования. Эпохи в спектакле будут меняться, время – бежать все быстрее, а отличительные черты Лавлейс, словно эстафету, герои станут передавать друг другу.

Художник по костюмам Марина Бусыгина одевает почти всех новаторов в странноватые одежды не по моде и не по размеру – в них молодые гении выглядят нелепо, но обладают очарованием независимости, мечтательной рассеянности. Актеры, играющие по несколько ролей, наделяют каждого персонажа необычной (и неповторимой) речевой манерой, гипертрофируют особенности темперамента, высвечивая какую-то одну, значительную черту. Здесь иногда подводит вкус: например, играя Конрада Цузе, Роман Фомин использует немецкий акцент, взятый будто бы из плохих пародийных шоу.

Всем этим первопроходцам-чудакам не просто встроиться в социум, трудно наладить личную жизнь – правда, не очень понятно, нуждаются ли они вообще в чем-либо, кроме Компьютеров. За поразительно сильное (хочется сказать, “нечеловеческое”) умение концентрироваться на своей задаче, на своей Машине, приходится расплачиваться одиночеством. Некоторым повезло: у них есть любящие и понимающие родители, сестры, жены, давно бросившие мечту привить им общепринятые паттерны поведения, “сделать нормальными”. Но невозможность для гениального человека личного счастья подчеркивается в спектакле несколько раз – лишь о разоблаченном плагиатчике Джоне Мокли (Иван Выборнов) скажут: он был прекрасным отцом семерых детей.

Социум не волнует героев с детства, вырастая, они не обращают внимания на изменения в политике или экономике, да и жизнь будто течет мимо них. Изобретателям компьютеров нет дела до нужд всего человечества, они опираются на личные потребности и при первой же возможности открывают собственное дело, презрев менеджмент крупных корпораций и рамки бизнес-планов.

Математики и программисты решают прикладные задачи, не подводя под открытия никакой философской базы, а тем более не берут на себя высокой миссии. Но, может быть, сами того не желая, именно эти фрики-эгоисты помогают человечеству двигаться к обществу, где гиком быть не стыдно, где есть толерантность (отсутствие которой покалечило и в конце концов привело к самоубийству Тьюринга) и справедливость, где о самоотверженном труде девушек, программировавших ENIAC, не смогли бы забыть только потому, что они девушки. И еще в этом мире ученые смогут работать вместе, находясь на разных континентах, оперативно получать информацию, объединять усилия и быстрее двигаться дальше. Недаром последний сюжет – это история Линуса Торвальдса (Максим Разумец). Доступность и открытость для редактирования созданного им языка программирования Linux доказывает, что для творчества не обязательно быть гением – способов творить имеется неисчислимое множество. Мир улыбчивого и вместе с тем крайне требовательного Линуса – отличный пример нового, пока еще туманно-утопического общества, где труд и честность значат больше социального положения и уровня дохода.

В спектакле не упоминаются негативные идеи, связанные с компьютером, лишь луддизм проскальзывает где-то в самом начале. Нет и возвеличивания машин, размышлений о возможной войне и победе компьютера над человеком. Прогресс воспринимается как облегчение жизни, освобождение ее от неудобств самого разного толка. Правда, в финале заявляется, что уже давно предсказано замедление и даже остановка технического развития. Но новаторы, к счастью, вряд ли об этом догадываются и продолжают мечтать о невозможном и перешагивать нормальность.

Зоя БОРОЗДИНОВА

«Экран и сцена»
№ 12 за 2021 год.