Жаркое лето в Канне

Кадр из фильма “Петровы в гриппе”
Кадр из фильма “Петровы в гриппе”

Объявлена официальная программа 74-го Каннского фестиваля. На этот раз никакие коварные происки коронавируса, похоже, не в состоянии отменить одно из главных событий киногода, которое состоится в офлайн режиме. Правда, пришлось все же сдвинуть сроки фестиваля – с традиционного мая на разгар лета (6-17 июля). И, хотя метеорологические сводки не обещают изнуряющей жары, лето в кинематографическом Канне все же будет жарким.

Ковидное время, похоже, не прошло даром, ведь многие фильмы, попавшие в обе главные программы (основной конкурс и “Особый взгляд”), создавались именно во время всемирного карантина. И тут особенно отличились российские кинематографисты, которые давно так мощно не были представлены на главном европейском кинофоруме. Очень хочется надеяться, что до Круазетт доберутся не только наши фильмы, но и их создатели – несмотря на все пандемические препоны.

В конкурсе – новый фильм Кирилла Серебренникова “Петровы в гриппе” по бестселлеру Алексея Сальникова “Петровы в гриппе и вокруг него”. Фильмы Серебренникова (“Ученик” и “Лето”) дважды награждались разными призами на Каннском фестивале, так что режиссера уже можно причислить к каннской “элите”, тем избранным, за творчеством которых каннские отборщики следят особенно внимательно.

Непосредственное отношение к России имеет еще финско-эстонско-немецко-российский фильм “Купе номер шесть”, снятый (при поддержке Министерства культуры РФ) на русском языке финским режиссером Юхо Куосманеном (продюсеры с нашей стороны Сергей Сельянов и Наталия Дрозд), с Юрой Борисовым в главной роли. Это история о путешествии двух молодых людей в 90-е годы из Москвы в Мурманск.

В программе “Особый взгляд” – две российские картины. “Разжимая кулаки” Киры Коваленко, выпускницы кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова; действие происходит в шахтерском городке Северной Осетии. И “Дело” – экспериментальная драма Алексея Германа-мл., снятая в одной декорации, рассказывает о “деле” преподавателя провинциального вуза, самоотверженно борющегося с коррупцией. Главная роль писалась специально для Мераба Нинидзе, в фильме также снимались Анна Михалкова, Светлана Ходченкова, Александр Паль.

Кроме того, в секции “Ателье” программы “Синефондасьон” участвует проект фильма Эллы Манжеевой “Белой дороги!” (продюсеры Елена Гликман и Виктория Лупик). “Белой дороги!” – калмыцкое пожелание всех благ, которое произносят перед долгой дорогой или важным делом. А в программе Cannes XR – анимационный VR-сериал “Под подушкой” Георгия Молодцова.

Конкурсная программа буквально сверкает звездными режиссерскими и актерскими именами.

Один из ярких представителей среднего поколения американских независимых Уэс Андерсон («Отель “Гранд Будапешт”», “Остров собак”) в комедийной драме «Французский вестник. Приложение к газете “Либерти Канзас Ивнинг Сан”», вымышленной истории американского еженедельника, издающегося в Париже, собрал мощный актерский состав: Фрэнсис МакДорманд, Бенисио Дель Торо, Леа Сейду, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Эдриан Броуди.

Тильда Суинтон по воле грандиозного и неповторимого тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула отправилась в фильме “Память” в таинственное путешествие по просторам Колумбии.

Софи Марсо, Шарлотта Рэмплинг и Ханна Шигулла втянуты в проблему эвтаназии в драме Франсуа Озона “Все прошло хорошо”. Леа Сейду и Бенуа Мажимель – звездный дуэт в драме еще одного каннского фаворита Брюно Дюмона “Франция” (“К почти ясному утру”).

Жак Одиар – тоже представитель страны-хозяйки (а всего их в конкурсе, состоящем из 24 фильмов, целых семь) – в фильме “Париж, 13-й район” рассказывает о многовариантных отношениях между молодым человеком и тремя девушками.

Ну, а ветеран эротического кинематографа (“Основной инстинкт”), 82-летний американо-нидерландский режиссер Пол Верховен/Пауль Верхувен, решил вновь рассказать “о самом главном”, выбрав героиней своей исторической драмы “Непорочная дева” монахиню, страдающую от эротических видений.

В битву титанов – состязание за “Золотую пальмовую ветвь” – включатся и другие прославленные мастера. Итальянца Нанни Моретти, шестикратного участника каннского конкурса и единожды его лауреата, как и раньше, волнуют внутрисемейные истории (“Комната сына”, “Моя мама”). В фильме “Три этажа” в многоквартирном доме в Тель-Авиве живет целых три семьи, за которыми он наблюдает. Двукратный лауреат “Оскара” иранец Асгар Фархади (“Коммивояжер” и “Развод Надера и Симин”) покажет драму “Герой”.

А еще – тонкий, изящный японец Рюсукэ Хамагути (“Случайность и догадка”) с историей-загадкой “Садись за руль моей машины”; автор нашумевших “Синонимов” израильтянин Надав Лапид с фильмом “Колено Ахеда” о режиссере, борце за свободу слова; норвежец Йоаким Триер с женской историей “Худший человек на свете”; Шон Пенн, лауреат “Оскара” за актерские работы в фильмах “Таинственная река” и “Харви Милк”, участвует в каннском конкурсе со своей уже седьмой режиссерской работой “День флага” – о грабителе поневоле.

В основную конкурсную программу также вошли фильмы “Nitram” (режиссер Джастин Курзель), “Lingui” (режиссер Махамат-Салех Харун) и “Красная ракета” (режиссер Шон Бейкер).

Женский отряд выглядит (количественно) много слабее, и тут каннские отборщики будут явно подвержены критике со стороны особо активных борцов за гендерное равенство. Фильмов “от режиссерок” всего четыре. “Разделение” Катрин Корсини, “Остров Бергмана” Миа Хансен-Лёв с Тимом Ротом и Миа Васиковска, “Титан” Джулии Дюкорно. Явно “второе дыхание” пришло к венгерскому режиссеру (режиссерке) Илдико Эньеди – после долгого перерыва, поразив всех своей проникновенной драмой “О теле и душе” (“Золотой медведь” Берлинале), она представляет в Канне новый фильм “История моей жены”.

И все же – хотя бы частично – гендерный баланс будет восстановлен. Почетную “Золотую пальму” вручат известному борцу за права женщин, великолепной американской актрисе Джоди Фостер.

Откроет 74-й Каннский кинофестиваль мюзикл Лео Каракса по сценарию поп-дуэта Sparks “Аннетт” с Адамом Драйвером и Марион Котийяр.

Евгения ТИРДАТОВА

«Экран и сцена»
№ 12 за 2021 год.