Все вместе!

 Егор Бероев в фильме “Конец фильма”
Егор Бероев в фильме “Конец фильма”

ПРИЗЕРЫ XXIX ФЕСТИВАЛЯ “ВИВАТ КИНО РОССИИ!”

Гран-при – “ПАЛЬМА”. Режиссер Александр Домогаров-мл.

Приз за лучшую режиссуру – Семен СЕРЗИН. “Человек из Подольска”

Приз за лучшую операторскую работу – Федор ЛЯСС. “Белый снег“

Приз за лучшую женскую роль – Ольга ЛЕРМАН. “Белый снег“

Приз за лучшую мужскую роль – Владимир МАЙЗИНГЕР. “Человек из Подольска”

Приз зрительских симпатий – “ТОЛЬКО СЕРЬЕЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ”, режиссер Слава Росс

Приз прессы – “КОНЕЦ ФИЛЬМА”. Режиссер Владимир Котт

НАРОДНЫЙ РЕЙТИНГ:

Лучший отечественный сериал – “ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ”. Режиссер Юрий Мороз

Лучшая актриса в отечественном сериале – Виктория ИСАКОВА. “Нежность”

Лучший актер в отечественном сериале – Максим МАТВЕЕВ. “Теория вероятности”

Приз дирекции фестиваля “За духовность в киноискусстве” получил оператор Сергей АСТАХОВ. 22 июня состоится открытие часовни, которую он строит. Часовня посвящена памяти всех погибших во время прорыва блокады Ленинграда.

Посвящением двум знаковым фигурам нашей страны – святому рыцарю земли русской Александру Невскому (к 800-летию) и писателю Федору Достоевскому (к 200-летию) открылся 29-й фестиваль “Виват кино России!”. Он создан только для зрителей. Это его ниша и право первенства в такой концепции. Отель “Москва”, где размещается фестиваль и где главный фестивальный кинотеатр, находится напротив Александро-Невской лавры. Словно весь великолепный ансамбль зданий (архитектор Доменико Трезини) вокруг Троицкого собора как бы сопутствует собранию творцов с названием под стать городу Петра Первого – “Виват кино России!”. И такое совпадение кажется неслучайным. Здесь всегда царит атмосфера доверия гостям и участникам. Но главное – зрителям.

28-й “Виват…” прошел в декабре 2020-го. Прошел в зоне требований в связи с пандемией, благодаря фестивальной команде с ее профессиональной ответственностью. Это лишь подчеркивает его значимость. В непростых условиях креативные координаторы за полгода тщательно подготовили и программу фильмов конкурса, и программу мероприятий 29-го “Вивата…”.

Предваряя работу, генеральный директор, инициатор смотра Людмила Томская напомнила о том, что все двадцать девять лет зрители смотрят фильмы в эти праздничные майские дни бесплатно. Ведь не секрет, что купить билет в кинотеатр не могут позволить себе многие жители города на Неве. Актеры, сценаристы, режиссеры, операторы, художники кино на фестивальных встречах выступали в атмосфере единства со зрителями. Именно так: творили радость встреч перед показами фильмов и на чествовании недавних юбиляров и нынешних – Сергея Никоненко, Наталии Егоровой, Ларисы Удовиченко, Сергея Пускепалиса, Александра Адабашьяна. Все они получили Специальные призы дирекции – призы “Признание” за создание на экране впечатляющих образов.

Администрация Санкт-Петербурга всегда поддерживает деятельность “Вивата…”. Как отметил губернатор Александр Беглов, “За три без малого десятилетия кинофорум представил петербуржцам более четырехсот новых фильмов, показал более ста ретроспективных программ. Его посетили свыше миллиона зрителей. В этом году в афише тоже представлены лучшие достижения киноиндустрии”. И действительно так, если учесть, что блокбастеры (отечественные и зарубежные) собирают огромное количество зрителей, а от лент со знаком “киноискусство” прокат практически отказывается, опираясь, пожалуй, лишь на призеров фестивалей у нас и за рубежом.

Поддержать государственный прокат готовы администрации немногих городов. Кинотеатры Петербурга взяли на себя такой труд – БКЗ “Октябрьский”, “Родина”, “Аврора” (Петергоф), “Восход”, “Дружба”, “Заневский”, “Москва”, “Фильмофонд” вместе с оргкомитетом “Петербург-Кино”. Их экраны были предоставлены фильмам и многочисленным программам фестиваля. Его президент Светлана Крючкова привлекает внимание зрителей, участвуя во многих мероприятиях “Вивата…”. Чем вносит свой вклад в общее дело не только работой в оргкомитете.

Надо заметить, что в нынешнем году в связи с ростом внутреннего туризма в стране, увеличилось число желающих поприветствовать гостей и участников фестиваля на красной дорожке. Мы слышали и в кинотеатрах разговоры зрителей. Они приехали из разных городов, чтобы побывать в Петербурге именно в это время. Кстати, отличный повод добавить “Виват…” в майскую карту путешествий.

Шесть лет назад фестиваль работал без профессионального жюри. Однако, помимо Приза зрительских симпатий, народного рейтинга, дирекция и оргкомитет решили просветить зрителей мнением профессионалов. И вот уже несколько лет известные мастера участвуют в жюри основного конкурса. Среди них актеры Эра Зиганшина, Сергей Никоненко, Дарья Екамасова, Александр Стриженов, Андрей Руденский. Режиссеры Вадим Абдрашитов, Сергей Урсуляк, Антон Мегердичев. Операторы Сергей Юриздицкий, Юрий Клименко, Вадим Алисов, Юрий Шайгарданов. Кинокритики Ирина Рубанова, Александр Колбовский.

На “Вивате…” есть традиция: на общей пресс-конференции гости и члены жюри прошлых лет вспоминают о своем участии в этом празднике кино. В их словах – искренность, поскольку кинофорум, его команда и все вместе, – создают особенную атмосферу причастности зрителей к увиденному на экране. Здесь нет дежурных вопросов из зала (будем честны, на них и отвечать неинтересно). Петербуржцы и гости города далеки от обывательского любопытства. Пример тому – рассуждения о кино и профессии режиссера Александра Прошкина на встрече со студентами Санкт-Петербургского Государственного университета кино и телевидения. Это был настоящий мастер-класс. Превалировали глубина, заинтересованность молодых.

Другой классик, Вадим Абдрашитов, признаваясь в любви “Вивату…”, не устает повторять, что очень необходима такая негромкая душевность встреч кинематографистов, когда есть несколько редких дней, чтобы обменяться впечатлениями о работе, проанализировать ситуацию в кинопроцессе. Повидаться с коллегами и друзьями. Особенно сейчас, после изоляции, вдохнуть воздух коллективного творчества.

А вечер в кинотеатре “Родина” художника, сценариста, режиссера Александра Адабашьяна стал в этом смысле примером сплоченности кинематографического цеха. Коллеги поздравляли одного из самых остроумных членов сообщества. Зрители были в восторге! Конкурсный фильм по произведению Михаила Зощенко “Про Лёлю и Миньку” режиссера Анны Чернаковой, в котором Александр Артемович не только художник, но и автор сценария (совместно с режиссером) наполнен чувством времени. Отличный актерский состав. Вместе с юными исполнителями взрослые актеры передали юмор классика и его неповторимую интонацию. Ритмичный, звонкий, с обаянием главных персонажей. Их играли замечательные Сергей Степанченко, Роман Мадянов, Валентина Талызина, Ольга Красько.

Авторы фильма открыли молодую актрису Татьяну Рыбинец (выпускница ВГИКа, курс Игоря Ясуловича). Мы знаем Татьяну по театральным работам в РАМТе и Московском ТЮЗе. Ее взрослая Лёля (в картине есть и Лёля в детстве), уже хлопотливая мать двух сорванцов, открылась характерностью, жанровой тонкостью, неоднозначностью. Жаль, что фильм остался не отмеченным жюри.

Сергей Никоненко и Сергей Пускепалис с удовольствием рассказывали на церемонии открытия, с каким озорством их поздравляли несколько лет назад, на предыдущих юбилейных торжествах.

Когда-то фестиваль перемещался по Невскому от Дворцовой площади на автомобилях разных марок с надписями фильмов, в которых в свое время “снимались” эти грузовики и “легковушки”. И ретро-мотоциклы сопровождали кортеж. Замечательное праздничное шествие! В кузове одного из грузовиков ехал Сергей Петрович Никоненко, тогда тоже юбиляр. Всенародно любимого артиста публика приветствовали с двух сторон Невского. И вот, с легкостью спрыгнув с грузовика, он так лихо пересел на мотоцикл с коляской, что стоявшие на тротуарах зрители зааплодировали.

Сергей Петрович и сегодня бодр и моложав! И нынешний, 80-летний, юбилей встречал шутками и смешными историями, чем изрядно повеселил коллег и журналистов.

А актер, теперь художественный руководитель Ярославского драматического театра имени Федора Волкова, режиссер театра и кино Сергей Пускепалис вспомнил, как получил в подарок на 50-летний юбилей (сейчас отмечали его 55-летие) в огромной коробке – своего взрослого сына Глеба! Коробка была внушительной, рост Глеба 193 см! Младший Пускепалис тоже актер, ученик театрального режиссера, художественного руководителя МХТ имени А.П.Чехова Сергея Женовача.

Жюри основного конкурса под председательством члена Правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии, продюсера Вячеслава Тельнова единодушным решением отметило, безусловно, лучшие картины “Вивата…”. В составе судейской коллегии были кинооператор, педагог Игорь Клебанов (“ТАСС уполномочен заявить”, “Водитель для Веры”, “Холодное танго”); режиссер и сценарист Оксана Карас (“Хороший мальчик”, “Доктор Лиза”, сериал “Отличница”, “Выше неба”) – она впервые работала в жюри и призналась: “Ты словно погружен в котел энергии. Это, пожалуй, не работа, а удовольствие – смотреть три дня восемь картин”; замечательная, остроумная Лариса Удовиченко, так любимая зрителями и коллегами; популярный, с невероятным списком ролей в театре и кино, актер редкой органики Сергей Баталов.

Гран-при “Вивата…” получил фильм “Пальма” режиссера Александра Домогарова-младшего. В его основе – реальная история, случившаяся в московском аэропорту, о собаке, оставленной хозяином на летном поле и ждавшей его два года. Фото и текст журналиста Юрия Роста о драматическом событии в свое время были опубликованы в “Комсомольской правде”. К сожалению, в титрах фильма нет упоминания об этом факте.

В отечественной версии “Пальмы” подросток Коля, оставшийся без матери, заново обретает отца, пилота авиалиний (Виктор Добронравов). И очень привязывается к собаке Пальме, которая встречает самолеты в надежде, что хозяин вернется. Хозяин, представитель торгпредства где-то за рубежом, не смог вывезти из России свою собаку-овчарку и вынужден был оставить ее здесь же, на поле.

Александр Домогаров-мл. сделал еще японскую версию, где есть упоминание о Хатико (о нем снят фильм “Хатико: Самый верный друг“), но разница между историями двух собак в том, что хозяин Хатико умер, а пес много лет каждый день приходил на вокзал его встречать. Реальному Хатико в Японии поставили памятник.

Сценарий (Екатерина Мавроматис при участии Евгения Казачкова и режиссера Домогарова-младшего) обретает экранную жизнь с драматургической стройностью. У фильма щемящий, напряженный финал… Все в зале замерли и не сдерживали слез…

Отборочная комиссия фестиваля (опытный прокатчик Борис Урин, Ирина Свешникова, преподаватель ВГИКа) во главе с кинокритиком Ириной Павловой составили не только программу конкурса, но и программу специальных событий и показов. Демонстрировались, пожалуй, лучшие фильмы года. Оргкомитет много раз сталкивался с тем, что продюсеры не давали фильмы на фестиваль. А в этом году ситуация “переломилась” в пользу “Вивата…”.

Среди конкурсных работ – “Белый снег“ режиссера Николая Хомерики о спортивном подвиге, об одной из лучших лыжниц ХХ века Елене Вяльбе (актриса Ольга Лерман). Как рассказывают продюсеры и соавторы сценария Тимур Хван и Марат Тим, они следовали только книге, написанной героиней, и встречам с ней. История о магаданской девочке с сильным не по возрасту характером, оставшейся, при своей мировой славе, мудрым и верным человеком. Она убедила прагматичную, с явным налетом мещанского подхода к жизни мать (Анна Уколова) в своем упорстве осуществить мечту. Как бывает порой в семьях, героиня во многом была поддержана своими бабушкой и дедушкой (Надежда Маркина и Федор Добронравов).

Съемки зарубежных соревнований и магаданской натуры убеждают в Призе за лучшую операторскую работу – Федору Ляссу. Награда за лучшую женскую роль – у Ольги Лерман. Вот это пример, который влился в тему Круглого стола фестиваля – “Герой вчерашних дней”. Подзаголовок “Но что-то героическое в этом есть”. Модератор и организатор – кинокритик Александр Колбовский (материалы Круглого стола на стр. 14-15).

Призы за лучшую мужскую роль и лучшую режиссура присуждены актеру Владимиру Майзингеру и режиссеру Семену Серзину за работу над фильмом “Человек из Подольска”. Пьеса Дмитрия Данилова идет в театрах России. Из пьесы получилось настоящее абсурдистское кино (производство компании “Новые люди”, продюсер Наталья Мокрицкая). Фарс с дикими нелепостями – с одной стороны, а с другой – напоминает нашу реальность. Здесь как бы непонятно все, но все понятно. Почему человек из Подольска вдруг попадает в капкан таких изощренных полицейских профессионалов? Одного из них блестяще играет ведущий актер Московского драматического театра имени А.С.Пушкина Владимир Майзингер. Он работал в лучших труппах страны, в Красноярске и Омске, в Ярославском драматическом театре имени Федора Волкова. С 2019 года – в Театре имени Пушкина. Занят и в “Театре Наций”, и в спектаклях “Гоголь-Центра”.

Фильм “Человек из Подольска” отличается, по режиссуре Семена Серзина, актерским составом, в котором и талантливый Вадим Королев, и неожиданная Виктория Исакова. И ритм, притягивающий зрителя к этим, как подразумевается авторами, аттракционам.

По мнению прессы и кинокритиков, лучшая картина “Вивата…” – “Конец фильма” Владимира Котта. Снята она практически при отсутствии бюджета. Сумму лучше не называть, на нее можно лишь купить (и то вряд ли) квартиру, подобную той, в которой живет герой фильма, режиссер Митя (Валентин Са-

мохин). Такая оч-ч-чень тесноватая. Прием “кино в кино”. Актеры работали бесплатно. Называю такие ситуации в кинопроизводстве “эффектом Фассбиндера”: когда на мизерные средства получаешь интереснейший художественный результат; затем фильм завоевывает призы, и тем самым продвигается режиссерский и сценарный успех.

Новая картина Владимира Котта – авторское кино. Его можно поздравить с достигнутым. Он снимал фильм всем сердцем.

…Не выдерживает напряжения режиссер Митя. Он ждет на съемочной площадке, а все опаздывают. Он сидит, смотрит в пространство поздней осени. Ради чего? Воспитавший свой вкус на лучших фильмах неореализма, Митя размышляет и сверяет свои поступки и суждения с призраком Марчелло Мастроянни (Егор Бероев). Бероев, актер с личностным объемом, к сожалению, редко снимаюшийся в последние годы, изящен в кадре, пластичен, выразителен и ироничен, ему явно подвластен любой жанр, как, впрочем, и режиссеру Котту.

Владимир Котт очень точен в выборе воможностей исполнителей, эстетичесих и физических. В “Конце фильма” такая вот не спортивная, но реальная творческая жизнь. И мысли: надо кормить семью, надо не опускаться, не изменять себе. А приходится принять предложение заменить кого-то на съемках рекламы. Уморительный эпизод с экстравагантным продюсером рекламы. Его играет Дмитрий Савельев, наш коллега, блестящий стилист. Ведет свое актерское агентство и доподлинно владеет “живым” материалом. В частности, ему помог и собственный опыт общения с продюсерами.

Результат работы фестиваля подтверждают и слова Людмилы Томской: “Нам, организаторам, так непросто быть достойными духа и величия нашего города! Мы все вместе делаем нужное дело!” Ведь и поговорка такая есть: “Все вместе – душа на месте!”

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 11 за 2021 год.