Мир, сотворенный заново

Фото А.КУРОВА / МТФ имени А.П.Чехова
Фото А.КУРОВА / МТФ имени А.П.Чехова

В минувшем декабре, когда Чеховский фестиваль обнародовал афишу 2021 года и открыл предварительную продажу билетов на спектакли, это казалось совершенно нереальным. Возможно ли собрать международную программу в тот момент, когда парализована не только культурная жизнь, но и все связи между странами? Но Валерий Шадрин и его команда решили не ждать у моря погоды, а своими руками заново воссоздавать мировое театральное пространство.

Жизнь вносит свои коррективы, и первоначальные планы уже претерпели изменения. Часть спектаклей фестивальной афиши переместилась на осень, часть была отменена, в программе появились новые названия. Но безумству храбрых поем мы песню: 14 мая спектаклем “Сотворение мира” в постановке испанской театральной компании “Фура дель Бауш” в зале “Зарядье” открылся Чеховский фестиваль-2021.

Карлуш Падрисса (он выступает в данном случае не только как режиссер, но и как сценограф) и его соратники знамениты своими масштабными трюковыми постановками, играемыми под открытым небом. Одну из них, “Афродита и суд Париса”, москвичи увидели в 2018 году как раз на Чеховском фестивале. Не новички они и в музыкальном театре – именно им была заказана новая постановка “Аиды” к 100-летию “Арена ди Верона” в 2013 году. В Мариинке шла их версия “Троянцев” Гектора Берлиоза, а в Москву приезжал спектакль “Взлет и падение города Махагони” мадридского Королевского театра.

“Сотворение мира” сочетает в себе размах уличных перформансов “Фуры” и социальную ангажированность их театральных работ. Обстоятельное музыкальное описание первых дней творения сопровождается полетами на лонже, сценами в передвижном бассейне-аквариуме и видеопроекциями, сдержанными по цвету, но броскими благодаря световым контрастам.

Оратория Йозефа Гайдна, написанная композитором на склоне лет, начинается непривычно: первоначальный вселенский хаос получает отражение в зыбких неустойчивых гармониях, необычных тембральных красках. Одновременно с этим из хаоса визуальных шумов постепенно рождаются буквы, слова, предложения. Постановщики спектакля как будто бы на наших глазах ищут способ рассказать о непостижимом, найти зримое воплощение космических сил. Иногда это выглядит совсем как детская игра (недаром в свое время спектакли “Фуры дель Бауш” были названы “детской площадкой для взрос-лых”). Планеты и звезды возникают в виде светящихся шаров, их торжественно несут артисты. Зарождение жизни происходит в виде барахтающегося в воде человека в оранжевом спасжилете. Так некоторая наивность гайдновской космогонии компенсируется постмодернистской иронией современного театра.

Постепенно повествование становится более размеренным, каждый эпизод завершается хвалой столь прекрасно устроенному миру и его творцу. Три повествователя – архангелы Гавриил, Рафаил и Уриил – поочередно берут слово, возносясь ввысь или погружаясь в пучину вод. Три солиста – сопрано Альба Фернандес Кано, баритон Тони Марсоль и тенор Довлет Нургельдыев – демонстрируют не только свои певческие данные, но и готовность сразу после сложного пассажа с головой окунуться в воду, а вынырнув, тут же вновь запеть.

“Сотворение мира” – совместная постановка французского оркестра Инсула, Людвигсбургского фестиваля, гамбургской Филармонии на Эльбе и компании “Фуры дель Бауш”. Спектакль уже несколько лет кочует по свету, адаптируясь к различным сценическим площадкам. В Москве, помимо трех названных солистов, вся музыкальная часть была обеспечена российской стороной. Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф.Светланова, которым дирижировал испанский маэстро Хавьер Улисес Иллан, и Московский государственный академический камерный хор (знаменитый “мининский” хор) стали полноправными участниками действия. Особенно это касается хора, артисты которого постоянно перемещались по сцене, манипулируя белыми воздушными шарами, и выстраивали дополнительные коллажи из светящихся экранов планшетов.

Заново родившись в Москве в невероятно сложных условиях, “Сотворение мира” стало не просто спектаклем и уж тем более не концертом. Это – свидетельство того, как театр помогает нам заново отстраивать пошатнувшийся было на глазах мир.

Дмитрий АБАУЛИН

«Экран и сцена»
№ 10 за 2021 год.