Взрослым о детях

“Чего хочет Слава”. Режиссер Оксана Бычкова

В своем новом, по традиции искристом и очаровательном фильме “Чего хочет Слава” Оксана Бычкова возвращается к теме прощания двух любящих людей. Точнее говоря, к разводу. Это хорошо, потому что если бы искристый очаровательный фильм завершался свадьбой, это было бы как торт, намазанный сверху еще и вареньем. Но история в целом все равно получается довольно сладкая: Оксана Бычкова признанный мастер в жанре светлого кино.

Расставались переводчица Маша и американский кукольник Том в фильме “Плюс один”. И можно было гадать, с каким чувством смотрит Маша вслед улетающему самолету – переживая, что из ее серьезной жизни вместе с Томом ушла постоянная игра и безудержное веселье, без которых кукольник жить не мог, или радуясь, что, наконец, сможет от этого всего отдохнуть и жить в реальности, а не в театре.

Расставались бомбила Егор и веб-дизайнер Женя из фильма “Еще один год”, вольно поставленного по пьесе Александра Володина. В 1979 году ее экранизировал Павел Арсенов, играли Александр Абдулов и Ирина Алферова. А после выхода картины Бычковой героев сравнивали, замечая, что Егор и Женя в куда большей степени дети, чем Митя и Катя – несмотря на то, что причиной их отдаления друг от друга стали идеологические и мировоззренческие, то есть более сложные вещи, чем ошибочное подозрение в измене.

“Чего хочет Слава” – тоже о расставании, но сперва немного странно произносить это серьезное грустное слово, потому что главной героине по ощущениям лет пять. На протяжении фильма Оксана Бычкова подводит 26-летнюю Славу (Надежда Лумпова) к началу взросления. Подводит очень мягко, стеля девушке соломку везде, где только можно. Режиссер и три сценаристки (Анна Амантес, Светлана Штеба, Мила Просвирина) явно обожают свою героиню и остальных героев тоже заставляют ее обожать, хотя чувства она может вызвать скорее противоположные.

Слава успевает их вызвать еще до начальных титров. Она врывается в квартиру брата Дани (Александр Алябьев), чтобы встречать Новый год. До Нового года успевает обругать последними словами искусственную елку, заставить бойфренда Валю (Артем Сучков) украсть настоящую, подобрать в подъезде щеночка (Валя не хотел, но Слава повторяла “ну пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста, и каждое следующее “пожалуйста” звучало все более угрожающе), заставить всех загадывать желания так, как хотелось ей, и сделать Вале предложение. Попробовал бы он отказаться.

“У тебя что, муж есть?” – удивленно спросит начальник Славы, Миша (Александр Паль), и будет не очень понятно, что же его так удивило. Слава выглядит как милый фрик, ходит во всем разноцветном, но это нормально. Слава очень хорошо работает, она шикарный продажник, моментально понимает, что нужно клиентам ее турфирмы, и для каждого подбирает нужное выражение лица, жесты и слова. То есть умеет думать не только о себе, но только когда ей это выгодно.

Так что изумление Миши ничем не оправдано. Но у Паля, к сожалению, в фильме линия не очень внятная, его герой присутствует только для того, чтобы подчеркнуть, какая Слава замечательная и как всем нравится, а в результате подчеркивает то, как ей, в сущности, везет в жизни.

В том, например, что Валя продержался рядом с ней целых три года – у Славы хорошее чувство юмора, она легкая, когда хочет такой быть, но бывает душной и невыносимой, когда в ней включается пятилетняя девочка, а случается это частенько. Получив на годовщину свадьбы в подарок хамелеона, Слава решает сделать мужу такой же достойный подарок и покупает в своей же фирме горящее путешествие на Мальдивы, предвкушая восторг Вали. Когда выясняется, что Валя не может вылететь завтра, потому что у него дела, Слава обвиняет его во всех грехах, называет скучным, а его работу дурацкой, убегает из дома, чтобы гордо ждать в квартире брата, когда Валя приползет извиняться.

О том, что она снова ворвалась в квартиру, не предупредив брата о своем приходе, догадаться нетрудно. Как и о том, какие слова и характеристики получил Даня, застуканный в постели со своим любовником Рафаэлем (Руслан Братов). Рафаэль тоже подобные характеристики получил. Почему после этого он полюбил Славу, стал убирать клетку за ее морской свинкой, позволять ей брить ноги своей бритвой и выслушивать про свою готовку: “Борщ – самый скучный суп на свете”, тоже непонятно.

Можно предположить, что из симпатии к пятилетним девочкам, считающим себя феями и королевами в одном лице. Или, что вернее, по прихоти авторов, которые решили постелить своей героине под ноги мир.

Со Славой дружит и ей помогает сумрачная Лиля (Александра Ревенко), бывшая девушка Дани. Она делает Славе прически в своем барбершопе, но, к счастью, смотрит на подругу трезво. Когда та говорит глупости, Лиля заявляет: “Ты реально иногда как Лунтик”. А когда Слава после большого разочарования картинно валится на уличную скамейку: “Буду лежать здесь, пока не умру”, Лиля говорит: “Еще пять секунд, и за такси платишь ты”. И вся драма моментально куда-то улетучивается.

Но драма реальна. Валя не приполз, на Мальдивы не полетел, заработал крупные деньги благодаря своему приложению, завел себе бизнес-партнера Марину с великолепной фигурой и собрался в Америку.

Слава сперва даже не грустит, она недоумевает – как можно променять ЕЕ на кого бы то ни было? Однако Валя не просит прощения и соглашается на предложенный в запале развод, и их внезапный секс в машине тоже оказывается не примирительным, а прощальным. И постепенно, медленно до Славы начинает доходить, что мир, возможно, вращается не вокруг нее. Происходит это действительно очень медленно и не до конца, потому что сделать из своего произведения роман воспитания режиссер и сценаристки все-таки не решились.

Вторым этапом взросления Славы станет результат прощального секса. Девушке будет слишком трудно осознать, что с ней произошло, поэтому она долго не идет к врачу, а потом от всех скрывает результат, ведь признаться – означает признать, а после этого надо будет меняться самой.

На данном этапе Слава становится как будто бездомной. Злится на брата, ночует в офисе, отказывает Мише и снова ночует у брата, бегает туда-сюда со своим рюкзачком, как будто бы не находя пристанища, на всех обижается. Ей уже не пять, а примерно четырнадцать, это большой прогресс.

Славе кажется, что все ужасно, однако ее ждут и Даня, и Рафаэль, опекающий ее заброшенных животных, а в офисе большие и мягкие диваны, а Валя заплатил вперед за квартиру и тоже предлагает ей там пожить, пока будет в Америке. Слава, конечно, гордо от всех удобств отказывается, но выбор у нее, тем не менее, неплохой.

В фильме есть хорошая сцена, где Валя и Слава едут в машине от врача, и во время разговора у девушки меняется выражение лица, как на переливающемся календарике. Вот она совсем взрослая, а вот совсем ребенок, вот опять взрослая, а теперь подросток. “Останови машину немедленно!” Выбегать из квартир и требовать остановить машину – характерная Славина черта: она не может разобраться в своей жизни и предпочитает убегать от нее, пока не случается то, от чего не убежишь.

“Блин, почему все так сложно?” – спросит Слава. “Потому что ты дура. И я дура”, – резонно ответит Лиля. Она тоже натворила разного, сделала татуировку “Даня” на пальцах правой руки, а еще увеличила грудь и губы, хотя в свете обстоятельств было ясно, что этим Даню не вернешь. Но мир продолжает дуть на двух дурочек теплым разноцветным ветром, все складывается хорошо. Песенка на финальных титрах “Не переживай, все пройдет” звучит утешительно. И Лиле повезло – в барбершопе встретился парень Саня, и не придется сводить татуировку целиком.

Какой-то волшебник выполнил желание Славы, которое она загадывала в тот самый Новый год – выполнил дословно, как обычно и бывает, а формулировать желания для волшебников Слава не умеет. Зато для обычных людей умеет очень хорошо. И, несмотря на то, что она гордо поселилась одна в квартире Вали, Даня, Рафаэль и кроткая мама (Мадлен Джабраилова), конечно, будут ей помогать. И что-то подсказывает – странных желаний у беременной Славы будет очень, очень много.

Жанна СЕРГЕЕВА

«Экран и сцена»
№ 3 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email