Подлинный трагик

Борис ПЛОТНИКОВ
Борис ПЛОТНИКОВ

Что ни день, то новая потеря. Не стало Бориса Плотникова. В новостных лентах его поминают как исполнителя роли доктора Ивана Арнольдовича Борменталя в «Собачьем сердце» – роли второго плана, но в популярном фильме Владимира Бортко. Такова судьба актерская. Хотя в 1976-м, когда был сыгран Сотников в «Восхождении» Ларисы Шепитько, наш зритель еще был постоянным посетителем кинотеатров и смотрел фильмы, в том числе трудные, тяжелые, требующие душевных затрат картины. И, конечно, каждый, кто видел «Восхождение», никогда не забудет огромных глаз Сотникова, светлый лик героя, принимающего мученическую смерть.

Владимир Мотыль в 1980-м взял Бориса Плотникова на роль Несчастливцева в свой «Лес». Сегодня смотришь фильм и диву даешься: за что картину положили на полку и выпустили лишь через восемь лет. Вот эта роль удивительно по росту Борису Плотникову: он – настоящий русский трагик с дворянской фамилией, которую сменил на псевдоним. Героям Плотникова свойственен аристократизм. Недаром в его послужном списке императоры, великие князья. Но правильнее было бы назвать его благородный аристократизм – аристократизмом духа. Князь Мышкин в «Идиоте» Юрия Еремина (в пору, когда режиссер и артист работали в Театре Армии) – одна из лучших и самых созвучных Плотникову ролей.

Борис Плотников, казалось, был рожден, чтобы играть русскую классику – Гоголя, Островского, Достоевского, Чехова. В первом своем московском театре – Театре Сатиры – он играет Петю Трофимова в «Вишневом саде», спустя годы Миндаугас Карбаускис в Театре под руководством Олега Табакова поставит «Дядю Ваню» и заглавную роль поручит Плотникову. Артист вместе с режиссером не идеализируют героя: Войницкий в спектакле нервный, язвительный интеллигент. Одна из значительных ролей – знаменитый физик Вернер Гейзенберг в «Копенгагене» Майкла Фрейна в блестящем триумвирате с Олегом Табаковым и Ольгой Барнет в постановке Карбаускиса в МХТ имени А.П.Чехова.

И все же сегодня, когда жизнь артиста унес беспощадный коронавирус, с горечью думаешь, сколь многого он не успел воплотить на сцене. Ушел большой Артист, и в лучших своих ролях он запомнится как подлинный трагик. Очень редкое в наши дни амплуа.

Редакция «ЭС»

«Экран и сцена»
2 декабря 2020 года.

Print Friendly, PDF & Email