Живы классикой

Евгения Уралова и Александр Белявский в фильме “Июльский дождь”
Евгения Уралова и Александр Белявский в фильме “Июльский дождь”

73-й Каннский кинофестиваль, ожидавшийся в мае, переехал на следующий год, но в июне все-таки объявил программу. “ЭС” уже писала о ней, однако напомним: среди фильмов основного конкурса “Обыкновенная страсть” Даниэля Арбида с Сергеем Полуниным в одной из главных ролей, режиссерский дебют актера Вигго Мортенсена “Падение”, “В сумерках” Шарунаса Бартаса, “Настоящие матери” Наоми Кавасе. Российских фильмов нет.

Часть картин, отобранных для Канн, покажут на осенних МКФ (в частности, в Венеции, Сан-Себастьяне, Торонто). Часть картин выйдет в прокат со знаком “Cannes 2020”.

Фестиваль переехал, а ретроспективная секция “Каннская классика” (Cannes Classics) осталась. Ее примут другие французские киносмотры – фестиваль имени братьев Люмьер в Лионе (сроки проведения 10–18 октября) и Кинематографические встречи в Канне (23-26 ноября). Так что у кого-то есть возможность увидеть заветные фильмы впервые, а у кого-то пересмотреть и открыть заново спустя годы. А это ни с чем несравнимое удовольствие – открывать заново, открывать в мелочах, подробностях, деталях, сходясь к главному.

Нынешняя “Каннская классика” – 25 игровых фильмов и 7 документальных. Среди документальных лент о кино и кинематографистах – “Чарли Чаплин, гений свободы” (режиссер Ив Желан, Франция), “Белуши” (режиссер Р.Дж.Кутлер, США), “Вим Вендерс, отчаянный” (режиссеры Эрик Фридлер, Андреас Фрег, Германия), “Будь водой” (режиссер Бао Нгуен, США). Главное действующее лицо фильма Бао Нгуена – легендарный Брюс Ли, актер, философ, мастер боевых искусств. Брюс Ли, который сказал однажды: “Я человек, никогда не принимавший догмы разжигателей ненависти и страха. Поэтому неважно, черный ты, белый, красный или синий, – я все еще могу с тобой подружиться”.

В списке игровых картин – “Огни варьете” (1950) Федерико Феллини и Альберто Латтуада, “Дорога” (1956) Феллини, “Америка глазами француза” (1959) Франсуа Рейшенбаха, “Аккатоне” (1961) Пазолини, “Приготовьте ваши носовые платки” (1977) Бертрана Блие. А еще “Любовное настроение” Вонга Кар-Вая – к 20-летию фильма; “Приключение” Антониони и “На последнем дыхании” Годара – к их 60-летию.

В “Венецианской классике” – “Неоконченная пьеса для механического пианино”. В “Каннской классике” – “Июльский дождь” Марлена Хуциева. Оба фильма отреставрированы на “Мосфильме”. Про “Июльский дождь” Лев Аннинский написал в свое время: “…Итак, вы узнаете Хуциева. По первым же кадрам. По длинным планам улиц, по их суете, по спешащей толпе, где каждый сам по себе, но все вместе неуловимо охвачены как целое – привычно разностильным видом московских улиц, предгрозовым воздухом, сбивчивым набором мелодий из транзисторов, говором толпы, скользящим потоком машин… Но это и новый Хуциев. По-прежнему влюбленный в гомон улицы и в поток людей. И по-новому встревоженный. Издерганная фонограмма – заметил один из критиков. Очень точно! Да ведь не только фонограмма, здесь все мечено тревогой…”

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена«
№ 16 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email