На Лидо с «Изменой»

• Кадр из фильма “Измена”У нынешнего Международного кинофестиваля в Венеции (29 августа – 8 сентября) номер 69, однако исполняется ему 80 лет. Впервые состоялся в 1932-м, в рамках Биеннале – выставки современного искусства. Без конкурса и жюри. Лучших выбирали зрители. Лучшим режиссером они признали Николая Экка за “Путевку в жизнь”. Второй фестиваль прошел в 1934-м и стал ежегодным, но был прерван из-за известных событий – не проводился в 1943-1945 годах, а затем в 1973-1978 годах. Нынче входит в тройку крупнейших и престижнейших – вместе с Канном и Берлином.
69-й Венецианский пройдет под новым руководством – Марко Мюллера сменил бывший директор Национального музея кино в Турине Альберто Барберра (кстати сказать, в 1998-2006-м он уже возглавлял фестиваль, а Марко Мюллеру предложили Римский кинофестиваль). Естественно последовали изменения. Сократилось количество фильмов в главном конкурсе, отменена специальная секция, посвященная итальянскому кино, строже прошел отбор в параллельную основной программу “Горизонты”. Возможно, это связано с “жилищным вопросом”, который мучает организаторов Мостры (так сами итальянцы называют Венецианский киносмотр). Обещанный несколько лет назад новый фестивальный дворец еще не готов, помещений не хватает. Нам ли, испытывающим подобные проблемы на Московском МКФ, не знать этого…
На плакате 69-й Мостры в луче проекционного аппарата – носорог, плывущий в лодке. Можно считать и так: на Лидо прибудут тяжеловесы. Конкурсную программу сверстали из фильмов маститых. Среди них “Беспредел” Такеси Китано, “Пьета” Ким Ки-Дука, “К восхищению” Терренса Малика, “Страсть” Брайана ди Пальмы, “Что-то в воздухе” Оливье Ассаяса, “Спящая красавица” Марко Белоккио, “Рай: Вера” Ульриха Зайдля, вторая часть трилогии: первая, “Рай: Любовь”, была представлена в Канне-2012. Здесь же “Отвязные каникулы” Хармони Корина, “Родные земли” Рамина Бахрани. Здесь же, что особенно приятно, “Измена” Кирилла Серебренникова. Несколько наших картин было на подходе, ждали, на что именно положат глаз венецианские отборщики. Положили его на “Измену”, любовную драму: случайно встретившиеся мужчина и женщина узнают, что их супруги любовники (сюжет параллелится и с “Любовным настроением” Вонга Кар-Вая, и с “Паутиной лжи” Сидни Поллака). В главных ролях – европейские исполнители: немецкая актриса Франциска Петри и македонский актер Деян Лилич. Комментарий продюсера фильма Сабины Еремеевой для РИА-Новостей: “Мы сразу с Кириллом решили, что никого из российских актеров видеть не хотим, так как устали от знакомых лиц. Актеры работают не только в кино, но и в сериалах, и в различных шоу, таким образом девальвируя свою эксклюзивность. Возможно, проблема лишь в нашем восприятии на момент запуска, так как, к счастью, в России есть много прекрасных актеров. Тем не менее мы ни с кем не стали разговаривать, а сразу поехали на кастинг в Европу”. Две другие важные для развития истории роли играют Альбина Джанабаева из группы “ВИА Гра” и Андрей Щетинин, дебютировавший в 2003-м в “Отце и сыне” Александра Сокурова.
В венецианские программы включены еще два российских фильма. “Я тоже хочу” Алексея Балабанова – в “Горизонты”. В спецпоказ – что самое неожиданное, самое приятное – режиссерский дебют кинокритика, главного редактора журнала “Сеанс” Любови Аркус, документальная лента “Антон тут рядом” о жизни юноши-аутиста. В одном из интервью Аркус рассказывала: “Снимая фильм, я незаметно для себя из автора и рассказчика превратилась в действующего персонажа, поставленного в сложные условия ежедневного личного выбора. За эти четыре года больше всего приходилось действовать, а не фиксировать и наблюдать, не выстраивать сюжет. И камера была не только инструментом в руках Алишера Хамидходжаева, но и свидетелем, надзорщиком, от которого ты не можешь увильнуть, построив систему уловок. В то же время, отсматривая материал, я понимала про Антона то, чего не видела, находясь с ним рядом…
Я не собиралась снимать это кино, все произошло постепенно, само собой. В итоге получился фильм о том, что Антон – это я, Антон – это ты, вообще в каждом из нас есть Антон, мы и он – одно целое. Фильм о встрече – не бедного мальчика и доброй тети, а двух равных людей. Социального в нем мало, но одно дело, когда в страшных интернатах на 1300 человек, которыми окружен каждый большой город, живут какие-то неведомые люди. А другое дело – когда ты видишь глубокого, нежного, тонкого, потрясающего человека, который очевидно лучше нас всех вместе взятых – но если бы не фильм, другой судьбы у него бы не было”.
Напомним, что прошлогодний Венецианский кинофестиваль открывался фильмом “Да здавствуют антиподы!” российского документалиста Виктора Косаковского, а “Золотого льва” здесь взял “Фауст” Александра Сокурова. В позапрошлом отметили “Овсянок” Алексея Федорченко, а еще раньше “Бумажного солдата” Алексея Германа-мл. и “Возвращение” Андрея Звягинцева. Словом, на Лидо ценят наших.
В составе большого жюри, решающего судьбу “Золотого льва св.Марка”, американский режиссер, продюсер, сценарист Майкл Манн (председатель), сербская художница Марина Абрамович, французская актриса и модель Летиция Каста, гонконгский режиссер Питер Чан, израильский режиссер Ари Фольман (“Вальс с Баширом”), итальянский режиссер Маттео Гарроне (“Гоморра”), франко-швейцарский режиссер Урсула Майер, британская актриса Саманта Мортон, аргентинский режиссер Пабло Траперо. Жюри конкурса “Горизонты”, второго по значению, в который отбирают работы экспериментальные, новаторские, возглавляет итальянский режиссер Пьерфранческо Фавино. В жюри конкурса дебютов, где рассматриваются фильмы из всех фестивальных программ, а лучший отмечают призом, носящим имя знаменитого итальянского продюсера Луиджи Де Лаурентиса, главным назначен индийский режиссер Шекхар Капур.
Вне конкурса – новые картины Роберта Редфорда, Амоса Гитая, Лилианы Кавани, Спайка Ли, Джонатана Демми. На открытии покажут политический триллер “Фундаменталист поневоле” Миры Наир. На закрытии – “Человек, который смеется” Жан-Пьера Амери с Жераром Депардье.
80-летие Венецианского кинофестиваля отметят на Лидо юбилейной ретроспективой “80!”, куда вошли музейные киноредкости, показанные здесь в разные годы, в том числе “Стресс: три, три” Карлоса Сауры, “Закрытые страницы” Джанни ди Кампо. От нас – “Последняя ночь” Юлия Райзмана 1937 года.
Почетным “Золотым львом” отметят 89-летнего классика итальянского кино Франческо Рози, постановщика фильмов “Руки над городом” (главный приз в Венеции в 1963-м), “Дело Маттеи” (главный приз в Канне в 1972-м), “Счастливчик Лючано”, “Сиятельные трупы”, “Христос остановился в Эболи”.
 
 
 
Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена» № 15 за 2012 год.

Print Friendly, PDF & Email